Оторвать кусочек славы в денежном выражении

Число исков граждан по отношению к известным компаниям в Беларуси  год от года растет

Кто из нас не мечтал сказочно разбогатеть? В  США и Западной Европе предприимчивые люди периодически отсуживают суммы с шестью нулями, поскользнувшись на ступенях известного ресторана или «случайно» высушив любимого хомячка в микроволновой печи. Потребительские иски к компаниям давно не новость и для отечественной судебной практики. О том или ином громком судебном процессе сразу становится известно. С одной стороны, это прекрасно: надежно защищены права потребителей. С другой – не все претензии граждан можно назвать справедливыми  и обоснованными. Подчас судебное разбирательство разгорается вокруг надуманной обиды, а у истца цель  — попытаться обогатиться на ровном месте за счет известной компании.

Понятие «потребительский экстремизм» четко не определено, поэтому каждый бизнесмен подводит под него все подряд случаи незапланированных финансовых потерь. Например, крупный заказчик рекламно-производственной фирмы разместил гигантские щиты наружной рекламы без оплаты, под гарантийное письмо, а потом отказался платить и написал на производителя заявление в милицию за вымогательство. Госучреждение замучило придирками победителя тендера на поставку мебели так, что компания трижды пожалела об участии в тендере. Клиент турфирмы привез в суд засушенных тараканов, утверждая, что наловил их в заграничном отеле. Чтобы сузить проблему и отсечь случаи откровенного мошенничества, эксперты договорились: «экстремистом» считать потребителя, злонамеренно настроенного с самого начала. Говоря проще, человека, который еще до покупки товара или услуги собирается злоупотребить своими правами. Такие люди готовы скандалить ради выгоды. Они намеренно ломают диваны и сушат в микроволновках выкупанных хомячков или царапают поверхность бытовой техники прямо в магазине.

Как рассказывает директор представительства в Беларуси ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Дмитрий Ходас, число исков граждан по отношению к известным компаниям в Беларуси  год от года растет. И не только потому, что в нашей стране достаточно жесткое законодательство в области защиты прав потребителей, но и благодаря значительно возросшей юридической грамотности населения. «Как правило, такие иски преследуют вполне конкретные меркантильные цели, — объясняет специалист. — И говорить о том, что главная из них — только материальная нажива, наивно. В последнее время при подаче исковых заявлений к крупным компаниям прослеживаются другие стремления: создание имени на скандале». То есть во время предъявления претензий истец занимается личным PR. Причем, судя по мировой судебной  практике, эта цель вполне достижима: как можно позабыть все эти феерические рассказы о сказочно разбогатевших счастливчиках, облившихся кофе в ресторанах быстрого питания или поскользнувшихся на ступенях сетевых отелей? О них пишут в газетах, снимают телерепортажи, их обсуждают в Интернете. Если верить газетам, в странах развитого капитализма граждане подают на сети быстрого питания чуть ли не коллективные иски, обвиняя их во всех смертных грехах.

Более того, для того чтобы усилить свои позиции в суде, нередко недобросовестные «клиенты» созывают СМИ, искусственно подогревая интерес к своей персоне. Резонанс у подобных дел «о защите чести и достоинства» иногда бывает нешуточным, особенно если «бьют» крупную транснациональную компанию.

Кстати, одними из самых незащищенных от потребительского «экстремизма» сегодня считаются туристические компании. Слишком уж их бизнес завязан на услугах третьих лиц, контролировать качество которых практически невозможно: это и перевозчики, и персонал иностранных отелей, и сотрудники таможни.  Как пояснили в офисе одной из столичных турфирм, в последнее время в Беларуси даже сформировалась прослойка профессиональных потребителей-сутяг. Именно эти туристы после поездки являются в офис турфирмы за компенсацией морального вреда с пачкой старательно записанных претензий — не вовремя поданный завтрак или запоздавший к поездке на экскурсию автобус. Угрожая судебными исками, они требуют для себя различных скидок и бонусов. «Самое забавное, что нередко туристическая компания предпочитает расстаться с такими потребителями полюбовно, — рассказывают в одной из белорусских туркомпаний. — Отечественная судебная система нередко ориентируется на прецеденты, а дел, решившихся в пользу «пострадавших»  клиентов, в истории уже немало».

Специалисты отмечают: с началом действия новой редакции Закона «О защите прав потребителей» случаи злоупотребления населением своими правами участились. Особенностью потребительских исков является наличие в них большого количества взаимоисключающих требований, а размер денежных претензий часто несопоставим с моральным ущербом. Конечно, большинство споров решается путем подписания мирового соглашения, когда потребитель соглашается в качестве компенсации получить разумную денежную сумму, что свидетельствует о явном желании «обогатиться», а не восстановить справедливость, говорит Дмитрий Ходас. Потребители-«экстремисты», как правило, не заинтересованы в долгом разбирательстве: их цель — как можно скорее получить компенсацию. Именно это отличает таких клиентов от людей, которые отстаивают свои права, когда они действительно нарушены.

В принципе, компании, на которые «наезжают» профессиональные сутяги, вполне могут дать им достойный отпор. Причем еще до того, как с ними заключена сделка. К примеру,  в тех же туркомпаниях уже составлен «черный список» скандальных клиентов и буквально с порога им дают понять, что договор подписан не будет. Некоторые туристические и  торговые компании, впрочем, готовы работать с «экстремистами», но уже по повышенным расценкам, при этом число превентивных мер по отношению к недобросовестному клиенту увеличено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter