Отложенный взлет

Что мешает малой авиации бороздить небо?
Легкомоторные самолеты становятся не роскошью, а средством передвижения, вытесняя автомобиль. В небо может подняться и освоивший летную грамоту  белорусский гражданин, но лишь купив за границей  воздушное судно с сертификатом летной годности. Регистрация самодельных летательных аппаратов “местного производства” у нас в стране приостановлена. Однако наши авиалюбители, а это в основном профессиональные пилоты в отставке, упорно их строят. Поднимутся ли они в небо?


Председатель правления гродненского ОО “Ассоциация любителей авиации” Виталий Братанюк: “Собирать самолеты — дело очень трудоемкое и ответственное”.

В  мастерских гродненского ОО “Ассоциация любителей авиации” строится и реконструируется пять легких и сверхлегких самолетов. Дилетанту невдомек: как можно из на первый взгляд примитивных деталей в незаводских условиях создать летательный аппарат? Оказывается, можно. В необычную мастерскую пилоты приходят, словно на работу. Правда, в последнее время здесь немноголюдно. У многих энтузиазма поубавилось. Сетуют на сложности, которые связаны с оформлением сертификатов летной годности, откровенно завидуют коллегам из соседних Польши, Литвы, Украины, России, где для полета легкомоторного самолета в неконтролируемом воздушном пространстве достаточно лишь подать уведомительное заявление. Строят, томятся “в режиме ожидания” и надеются на взлет.

Председатель правления ассоциации военный пилот в отставке Виталий Братанюк раскрывает тонкости удивительного дела: 

— Вот над этим сверхлегким самолетом “HI—MAX” мой коллега Дмитрий корпит уже второй год. Все делает по английским чертежам, работа скрупулезная. При создании каркаса фюзеляжа используется сосна, причем тщательно подбирается структура дерева, до миллиметра выверенные детали скрепляются специальным клеем. Для обшивки используется перкаль — легкий материал, который затем покрывается специальным лаком. Борт, вплоть до установки двигателя, в несколько этапов принимает технологическая комиссия. Так что дело очень трудоемкое и ответственное.

— А какой двигатель способен поднять его в небо?

— Мы используем двигатели от снегоходов “Буран”, применяя редуктор для понижения оборотов. 

Почти четверть одного из трех местных залов занимает раритетная модель: 

— За основу взята конструкция борта “АИР-3” — “дедушки”, который блистал на заре советской авиации. Видите, здесь в кабине предусмотрен “тандем пилотов”. Это коллективная наша работа.

В следующем зале ждет своего часа самолет легкого класса “Злин-42М”. Этот учебно-пилотажный борт, где в кабине размещаются пилот и инструктор, с виду маленький, однако, имея двигатель 180 лошадиных сил, может выполнять все фигуры высшего пилотажа. Его гродненцы купили по приемлемой цене в польском аэроклубе и затеяли основательную реконструкцию.

Зачем нам легкомоторные “игрушки”? Виталий Братанюк говорит:

— Они способны заменить старые и дорогие самолеты и вертолеты, которые используются в сельском хозяйстве, ГАИ, лесохозяйственной отрасли, не говоря уже об экономии времени в пути по сравнению даже с самым дорогим автомобилем. Кстати, сегодня купить легкомоторный самолет можно за 20 тысяч долларов. А если его сделать своими руками — в разы обойдется дешевле. Стоимость же паромоторов, которые находят широкое применение во многих странах, около 5 тысяч евро.

Дороже денег, которые не каждому по карману, интерес к авиации. В прошлом году гродненцы провели первый авиафестиваль на аэродроме в Каролино и убедились в этом. На этот зрелищный авиапраздник 13 бортов прилетели из разных уголков нашей страны. В конце июня фестиваль, который ассоциация проводит совместно с областным аэроклубом, вновь соберет любителей авиации.


Первый авиафестиваль в Каролино удивил гродненцев и гостей своим размахом

Отдельная тема — развитие авиатуризма, где тоже можно максимально задействовать малую авиацию. У нас уже такой опыт есть. Местной властью одобрен и бизнес-план гродненского ОО “Ассоциация любителей авиации”, намеренного открыть авиаранчо в районе деревни Ратичи, где сохранилась взлетно-посадочная полоса. Однако инициатива наткнулась на трудноразрешимый земельный вопрос, и оригинальный проект заморозили.

Самолеты, как известно, живут только в полете. И каждую авторскую модель можно только тогда назвать полноценным бортом, когда она благополучно оторвется от земли.

Именно в Гродно в 2009 году поднялся в небо второй по счету в нашей стране самолет любительской постройки, имеющий сертификат летной годности “А-23 “Неман” весом 345 килограммов. Он был построен в основном из композитных материалов. По своим характеристикам не уступал аналогичным аппаратам мировых производителей. Ожидание заветного сертификата летной годности растянулось на долгое время. Но, согласно заключению профессионалов, машина была признана безопасной и могла приземляться даже с выключенным двигателем. На глазах у восторженных зрителей полет тогда прошел успешно. Однако летная жизнь у этой чудо-техники продлилась лишь полгода. По истечении этого срока сертификат летной годности был прекращен, и самолет пополнил коллекцию тех, которым запрещено подниматься в небо. А вскоре регистрация самодельных воздушных судов у нас была приостановлена. Для того чтобы процесс этот запустить, нужна как минимум специальная испытательная лаборатория при департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

Не открылось полностью небо для малой авиации и по ряду других причин. Пока не найдено компромиссное решение по “небесным маршрутам” между гражданскими и военными службами. Сдерживает полеты и заявительный принцип. Наш пилот-любитель должен успеть заблаговременно отправить заявку по факсу в ближайший аэропорт, оттуда документ посылают в Центр согласований полетов в Минск, где тщательно проверяют летную годность. Пока авиационные службы дадут добро, пройдет прилично времени. Если по каким-то причинам взлет не произошел в назначенный час, полетам дадут отбой. И тогда все согласования нужно будет начинать сначала. Для сравнения: в большинстве соседних стран пилоту, перед тем как подняться в воздух, достаточно лишь в тот же день уведомить об этом диспетчера и сообщить о маршруте полета. Неудивительно, что там воздушное пространство заполнено судами разных типов, почти как наши автодороги машинами разных марок.

Сколько же белорусов уже летают и хотят летать? По самым скромным подсчетам, у нас в стране около сотни частных легкомоторных самолетов, вертолетов и других воздушных судов. Вместе с тем небо для малой авиации все еще не свободно. Реально и получить заветное удостоверение пилота-любителя. Для начала нужно выдержать строгую врачебно-летную комиссию, затем пройти сто часов теории на базе Минского государственного высшего авиационного колледжа и 42 часа летной практической подготовки. Люди, всерьез намеренные летать, преодолевают все эти этапы. Учитывая растущий интерес к малой авиации, в департаменте по авиации разрабатывают новые подходы к сотрудничеству с пилотами-любителями. Например, уже на час уменьшили срок рассмотрения заявки на полет. Начало положено? Малая авиация ждет своего часа, чтобы вырваться в небо.

Елена Семенова

Фото автора

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter