С какими итогами завершила 2022 год туротрасль страны и что в планах на 2023-й

Отличные виды на Беларусь

Прошлый год для белорусского туризма выдался неплохим: ощутимо прибавили внутреннее и въездное направления. Каким ожидается 2023-й и какие шаги для достижения положительных результатов намерен предпринять регулятор? Какие новые события и маршруты предлагаются туристам? Как законодательные новшества трансформируют рынок? Ответы на эти и другие вопросы «Р» искала в беседе с директором Департамента по туризму Минспорта и туризма Ириной Воронович.

Отдыхать в Беларуси можно в любое время года: есть чем и где заняться.

Динамика положительная

— Ирина Николаевна, давайте подведем итоги 2022-го: каким он выдался для нашей туристической сферы?

— Прошлый год, пожалуй, стал в первую очередь годом ожидания того, как дальше будет развиваться мировой туризм на фоне затяжного спада, как начнут восстанавливаться туристические цепочки между странами. И здесь не обошлось без сюрпризов, которые не раз заставили поволноваться желающих провести отдых за границей. При этом отмечу, что жалоб со стороны отдыхающих на турфирмы меньше: более 200 в 2022-м против свыше 700 в 2020-м. Видимо, за последнее время путешественники и туркомпании стали лояльнее относиться к разным ситуациям, стараются договариваться, искать компромиссы. В топе выездного туризма оставались все те же популярные Турция и Египет, несмотря на то что перелеты выходили дольше и дороже: сказался в том числе и отложенный спрос. «Выстрелили» Армения и Узбекистан. Возобновились автобусные туры в Краснодарский край России и Грузию. В 2022‑м появились жалобы на качество транспорта и несоответствие предъявляемым требованиям.

Новые особенности в связи с постоянно меняющимися внешними условиями приобрел въездной туризм. Например, трансформировалось понятие и принцип безвизового въезда для западных соседей. В том числе и на этом фоне раскрутились шоп-туры, интерес к которым с востока подогревали россияне. Они же и стали самыми частыми путешественниками. По статистике Госпогранкомитета, к нам прибыло более 458 тысяч человек. Причем в это число входят приехавшие на поезде, автобусе, прилетевшие на самолете. Посчитать тех, кто едет своим транспортом, все еще проблематично, несмотря на то что методики мы постоянно отрабатываем вместе с Белстатом.

Тем не менее экспорт туристических услуг в 2022 году составил 177,8 миллиона долларов. Для сравнения: в 2016-м этот показатель равнялся 160 миллионам долларов — мировые события отбросили международный туризм на много лет назад.

Больший вклад принесли российские туристы — по оперативным данным, 143,9 миллиона долларов. Следом идут граждане Турции, Латвии, Китая и Объединенных Арабских Эмиратов.

Кроме того, во многих странах (и Беларусь не исключение) активно развивают и популяризируют внутренний туризм, смотрят, какой отклик дают предпринимаемые шаги. Статистика показывает, что уже третий год растет количество организованных туристов и путешественников. По оперативным данным, в 2022 году число организованных туристов и экскурсантов превысило 1,33 миллиона человек. Это на 12 процентов больше уровня 2021-го и в 2,3 раза — 2020-го. Среди топовых видов туризма выделю культурно-познавательный, экологический, агроэко- и санаторно-оздоровительный — востребованы эти направления как у соотечественников, так и у иностранных гостей. Ожидаем, что данная тенденция сохранится. А значит, нашим гражданам стоит снова взять в привычку планировать отдых в популярных местах заранее. Летом который год огромный спрос на все наши зоны отдыха, реки, озера. Прибавляет активный туризм, например сплавы на байдарках, велопоездки и отдых с палатками, — под него продолжим развивать инфраструктуру. Отрадно, что растет популярность индивидуальных путешествий по стране. Очевидно, белорусы хотят не только побывать в известных местах, но и посетить как можно больше уникальных.

Самым активным путешественникам по стране предлагают уже в 21-й раз поучаствовать в конкурсе «Познай Беларусь» — нужно сделать как можно больше фото на фоне достопримечательностей.

Ставка — на своих и для своих

— Какие ожидания у регулятора от 2023 года?

— В последние годы любые прогнозы в туризме делать сложно: многие факторы с 2020-го попросту невозможно предсказать. Смотрите: кто в январе мог предугадать землетрясение в Турции? Как будет развиваться ситуация дальше и как она повлияет на турсферу, никто не знает. Остается только наблюдать. И конечно же, в стороне от чужой беды мы не остаемся и оказываем посильную помощь.

Могу сказать, что мы однозначно будем работать на развитие внутреннего туризма. У нас есть определенные планы — они отражены в госпрограмме «Беларусь гостеприимная» до 2025 года и Национальной стратегии развития туризма до 2035-го. Постараемся сделать все, чтобы наши граждане могли достойно отдохнуть внутри страны. Кстати, недавно в госпрограмму добавилась подпрограмма «Развитие сферы туризма и совершенствование туристической инфраструктуры в Поозерье Витебской области на 2023—2025 годы». Это заложено в постановлении Совмина № 66 от 26 января. В подпрограмму включено сразу несколько районов: Браславский, Верхнедвинский, Глубокский, Миорский, Поставский, Россонский и Шарковщинский. Там в первую очередь планируют обустраивать инфраструктуру, начиная с дорог, остановочных пунктов, санитарных зон и заканчивая местами размещения, и создавать событийные мероприятия, которые послужат стимулом для поездок в этот туррегион. К слову, опыт проведения ежегодного известного музыкального фестиваля показывает, что яркие ивенты способны дать дополнительный толчок для всплеска туризма. Здесь мы тоже должны подставить плечо, сообща поработать над необходимой инфраструктурой, чтобы гостям было комфортно.


В Поозерье находится немало исторических объектов и обрядов, представляющих интерес как для внутреннего, так и для въездного туризма, уникальных мест для оздоровления. Это удивительно красивые места! Если подойти к вопросу грамотно, думаю, Поозерье станет весьма интересной точкой притяжения, куда белорусы будут ехать отдыхать вместо моря.

— Какие еще новинки ждут сооте­чественников во внутреннем туризме?

— Граждане смогут посетить некоторые маршруты пилотных проектов, которые реализуют в каждом регионе и Минске уже несколько лет. И первые результаты уже есть: в Гомельской области в конце прошлого года презентовали проект «Патриотический импульс». Финальным аккордом стало открытие реконструированного военно-исторического комплекса «Партизанская криничка» рядом с областным центром. При этом объединены военно-исторические маршруты области, разработаны экскурсионные программы и материалы, в которых актуализированы приоритетные темы, введены необходимые объекты для посещения. В Минской области реализован туристический кластер «Пристоличье». В 2023-м должны завершиться еще несколько проектов. Так, в Брестской области ставку делают на развитие Припятского Полесья. В Гродненской создают систему туристско-информационных центров. В Витебской — проект «Васильковый край». В его основе — создание мобильного приложения турвозможностей 12 городов и районов региона, а также брендирование территорий. Кстати, сейчас как раз Витебск ищет свой туристический талисман — конкурс проходит до конца февраля. Больше времени у других регионов. Так, на Могилевщине работают над появлением туристско-эколого-рекреационного кластера «Чигиринка» — зоны с особым статусом, которая объединит существующие агроусадьбы, базы отдыха, туркомпании, объекты торговли, ремесленников, организаторов культурных и спортивных мероприятий. В Минске трудятся над созданием 11 турзон и объединением в единую сеть. Пожалуй, это самый длительный проект, который завершится в 2030 году, но первые результаты у минчан уже есть возможность оценить.

Еще одним интересным для белорусов событием станут II Игры стран СНГ в августе. Пройдут соревнования не только в Минске, но и 11 других городах страны. Ожидаем, что их посетит немало спортсменов и болельщиков. Сейчас усиленно работаем над навигацией для гостей, подтягиваем инфраструктуру в этих местах, смотрим, что добавить, чтобы туристы — наши и иностранные — интересно провели время, получили только хорошие впечатления от визита к нам и передвижения по стране, захотели приехать еще.

Важно отметить: на 2023-й разработан календарь событий. Он размещен на сайте Национального агентства по туризму. В этом вопросе мы плотно поработали с Минкультуры, чтобы белорусы могли посмотреть, когда и где планируется то или иное мероприятие, фестиваль, и могли интересно провести выходные.

Внимание глубинке

— Какие новые подходы для дальнейшей популяризации и продвижения внутреннего туризма намерены использовать в министерстве?

— Очень многое для этого уже делается. Главное — не что-то придумать: нужно уметь поддержать на уровне и приумножить то, что уже есть. Например, в начале лета прошлого года мы впервые провели республиканскую акцию «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Целую неделю двери различных тур­объектов были открыты — и у белорусов имелась возможность посмотреть приглянувшиеся места для отдыха, заключить договоры. В 2023-м акция продолжится. Популяризации внутреннего туризма способствует и конкурс социальной рекламы «#Познай Беларусь», а также созвучный конкурс, который стартовал уже в 21-й раз. В последнем, в частности, предусмотрена номинация для самых активных путешественников: нужно посетить как можно больше объектов из предложенных (а их свыше 600) и сфотографироваться на их фоне. Кроме того, осенью в третий раз состоится международная туристическая конференция, на которой практики и теоретики обсуждают актуальные вопросы отрасли. Помимо этого, действует совместный с Мин­образования проект для старшеклассников, по которому они посещают туробъекты в рамках школьной программы. Мы видим живой отклик от ребят, а значит, будем его продолжать и развивать.

— А как решается вопрос нехватки экскурсоводов и специалистов, занимающихся туризмом, на периферии?

— Что касается гидов-переводчиков и экскурсоводов, то сегодня мы наращиваем их численность. Сейчас их 1052 и 223 соответственно. За прошлый год аттестацию прошел 191 новый человек. Радует, что в сферу приходит молодежь: у нее интересные подходы к проведению экскурсий. Координировать же работу региональной турсферы, направлять всех заинтересованных, продвигать регион, по идее, должны профильные специалисты на местах. Но их мало — надо бы увеличивать штат. И здесь к решению мы подходим через создание туристско-информационных центров. Так мы сможем плотнее приблизиться к регионам, видеть и понимать, какие существуют проблемы, слышать от специалистов, понимающих местную среду, какие варианты решения насущных вопросов и развития отрасли подойдут лучше. Создание ТИЦ планируется в форме государственных учреждений, учет которых будет вести Национальное агентство по туризму.

Защитить и упорядочить

— С 2023 года вступили в силу два важных для сферы документа. Один из них — Закон «О туризме». Что, по вашему мнению, это даст рынку и потребителям?

— Основные изменения касаются выездного туризма. Столкнувшись с острой проблемой незащищенности туристов в 2020-м, когда из-за пандемии туры массово отменялись, в законе мы прописали формы защиты потребителей от непредвиденных ситуаций. Их три: банковская, страховая и фонд при турсоюзе. Спустя месяц работы видим, что последний вариант наиболее популярен. Во-первых, по сравнению с другими требования будут не такие жесткие, а размер взносов — не столь ощутимый. Размер первого установлен Правительством: минимум тысяча базовых величин. Затем размер ежегодных взносов — 0,2 процента от стоимости туров за прошлый год — перечисляется одинаковыми долями не реже раза в квартал. Новый же игрок сперва уплачивает взнос, размер которого определил Совмин. Во-вторых, к коллегам из своей сферы (а турфонд формируется при условии нахождения в нем не менее десяти туроператоров) всегда больше доверия. Ведь фонд создается при турсоюзах. Механизм работы прост: отчисления накапливаются. Случись ЧП, в котором фигурирует один из участников фонда, деньги тратятся на возникшие перед туристами обязательства. Какой-то период все спокойно, средств накопилось с излишком — можно потратить их, например, на маркетинг. Здесь суммы, сроки и цели определяются сообща. При этом отмечу: на стоимость туров это практически не влияет, но потребитель становится более защищенным.

Параллельно приводятся в соответствие с новыми нормами закона договоры между туроператорами и турагентами. Турист же на руки при покупке путевки получит документ, в котором укажут зоны ответственности первых и вторых, механизм действий в случае непредвиденных ситуаций. Раньше турагент оставался крайним, если тур не состоялся, и потребители требовали вернуть деньги. Или если во время поездки возникли претензии. Хотя, по сути, агент выступает в роли посредника.

Третье существенное изменение касается экскурсионного обслуживания. Специалист без бейджа не имеет права проводить экскурсию. С собой у него должен быть перечень маршрутов, по которым он аттестован. Если же экскурсовод работает недобросовестно, искажает культурные или исторические факты, его могут лишить права собирать группы. Так мы одновременно наводим порядок на рынке и защищаем туристов от некачественного оказания услуг.

Кроме того, теперь подача сведений в турреестр стала обязательной, а перечень включаемой информации — шире. Изменения направлены на улучшение учета и систематизацию сведений о компаниях, занятых в туризме. Потребитель же сможет, например, проверить, легально ли работает туркомпания, какая у нее история, узнать, кто ответственен за разбор обращений и жалоб.

— Еще один заметный документ, касающийся туротрасли, — Указ № 351 «О развитии агроэкотуризма». Как, на ваш взгляд, он повлияет на сферу?

— В принципе, условия работы для хозяев агроэкоусадеб стали более четкими, упорядоченными и справедливыми. Мы попытались без революций отделить гостинично-ресторанный бизнес, бизнес по оказанию услуг бань и саун от спокойного и познавательного отдыха в деревне, на который и делали упор с самых первых дней оказания господдержки сфере. А также постарались свести на нет жалобы от соседей на шум, прописав в документе ряд нюансов. Думаю, от этого уровень оказания услуг вырастет. Пришло время удивлять туристов не количеством похожих вариантов отдыха в глубинке, а качеством и разнообразием услуг. Кстати, по данным на начало 2023‑го, в Беларуси зарегистрировано 3043 усадьбы. Это чуть меньше, чем в предыдущем году. Думаю, количество принципиально не изменится в его середине. Поясню: создаваемые при райисполкомах комиссии до 1 июля будут выезжать на места и знакомиться с хозяевами усадеб, смотреть на условия работы и возможности оказания заявленных услуг — принцип работы для агротуризма теперь разрешительный.

В гости — без границ и нюансов

— Недавно Россия ратифицировала с Беларусью соглашение о взаимном признании виз. Что это даст нашей туротрасли?

— Ждем увеличения турпотока. В одном из основных пунктов соглашения говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства получат право въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом по территории Беларуси и России на основании визы одного из государств и документов, удостоверяющих личность. Таким образом, туристы, которые едут издалека, тратят немало денег и времени на дорогу и хотят увидеть больше одной страны, смогут продлить маршрут без дополнительных трат и волнений. Это актуально, например, для китайских гостей, которые не раз высказывали желание посетить за раз без условностей знаковые достопримечательности Беларуси и России. Кроме того, ратификация соглашения даст новый импульс для развития трансграничных маршрутов между нашими странами.

— Вы упомянули Китай — один из наших основных целевых рынков. Какие еще страны находятся в числе приоритетных для въездного туризма?

— Безусловно, все российские регионы — наращивание и расширение авиасообщения тому поспособствуют. В апреле во Дворце спорта пройдет традиционная туристическая выставка «Отдых», в которой уже сегодня заявлено много участников из России. Они приедут не только показать себя, но и посмотреть, что мы можем предложить их жителям. В числе целевых страны СНГ, так называемой дальней дуги, среди которых Индия, Вьетнам, Индонезия. Да и в целом регион Азии и Ближнего Востока для нас интересен. Страны Персидского залива тоже в приоритете. Ждем роста количества туристов из Индии и Катара — авиасообщение с ними открывается уже весной, видим высокую заинтересованность граждан этих стран посетить Беларусь. При этом не сбрасываем со счетов и ближайших западных соседей.

Туристу должно быть комфортно везде

— Какую задачу в этом году ставит министерство по наращиванию показателей внутреннего и въездного туризма?

— Если говорить в цифрах, то в госпрограмме «Беларусь гостеприимная» показатель по въездному туризму — 260 миллионов долларов. Заложенные показатели внутреннего туризма мы уже давно превзошли, поэтому будем ориентироваться на итоги 2022-го. Если не возникнет непредвиденных ситуаций в мире, которые отразятся на нас, будем считать их задачей-минимум. Для ее решения планируем улучшать условия пребывания в стране. Важно, чтобы туристы чувствовали себя комфортно как в крупном городе, так и в глубинке — вижу это основной задачей. Предстоит промониторить состояние гостиниц, пунктов питания, работу других туробъектов, привести их к общему высокому уровню... Хотелось бы, чтобы, приехав в соседний райцентр на выходные, белорусы могли почувствовать себя туристами: отдохнуть в хорошем месте, не ломать голову, где перекусить, как провести время, не искать, где купить сувениры. Чтобы люди, прибывшие из-за границы, увидели, какая Беларусь чистая, безопасная, гостеприимная, красивая, не потеряли желания вернуться. У нас есть прекрасная возможность заинтересовать гостей из других стран, а у белорусов — распробовать отдых на родине и полюбить свое, и для этого все участники турбизнеса должны приложить максимум усилий.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter