Все выступления юбиляра января Константина Хабенского в Минске проходили с неизменными аншлагами

Отлично, Константин!

Творить благо — кредо артиста Хабенского

Известным и поистине популярным у публики актерам не надо дожидаться каких-то круглых дат и прочих дежурных поводов, чтобы напомнить о себе. Тем не менее таких народных любимцев поздравлять вдвойне приятнее. В январе Константин Хабенский, звезда многочисленных картин и телевизионных сериалов, и сегодня не сходящих с экрана, например, столь любимой зрителями «Убойной силы», «Метода», «Троцкого» и многих других, отметил юбилей — ему исполнилось 50. 

filmpro.ru

В переводе с античного — «постоянный»

Помню, желторотыми пострелятами мы жались у театральной гримерки, ожидая звезду, а звезда не выходила. Ей нужно было подключиться к высшим небесным сферам, войти в образ и нащупать «зерно роли». А нам, королькам фельетонов и теплых очерков, — выполнить редакционное задание. Темные коридоры театра смотрели на нас неприветливо, впрочем, как и охранники. В воздухе пахло скандалом. Мы чувствовали себя чужими на этом празднике жизни. В конце концов дверь распахнулась, из нее вырвался луч света, мелькнул до слез знакомый профиль, но на встречу со щелкоперами, как в клетку со львами, шагнул друг звезды. Ждали мы Константина Хабенского, а вместо него пообщаться с прессой вышел Михаил Пореченков…

На моей памяти Хабенский в Минске выступал четыре раза. И всегда — с неизменными аншлагами. Первый раз мы увидели его в спектакле «Калигула» Юрия Бутусова. Потом были гастроли Московского художественного театра со спектаклем «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. В нем Хабенский играл Зилова, а Михаил Пореченков — официанта Диму. Именно в антракте этого гастрольного спектакля мы тщетно пытались добиться встречи с лицедеем.

Третий раз Хабенский выступал во Дворце культуры МАЗа, тоже представляя МХТ. Это был моноспектакль «Контрабас» по пьесе немецкого автора Патрика Зюскинда. Постановка пользовалась большой популярностью у театралов Москвы и много лет не сходила со сцены. История одного убийства и сумасшествия была сыграна с блеском, но к катарсису привела не всех зрителей. Слишком герметичной показалась сама история, слишком заезженным казался авторский посыл, ставящий знак равенства между гениальностью и сумасшествием, оправдывающий преступление, совершенное «сверхчеловеком».

Наконец, на VIII Международном фестивале Юрия Башмета Константин Хабенский вместе с коллективом маэстро «Солисты Москвы» читал поэму Владимира Маяковского «Облако в штанах». Чтение чередовалось с чарующей музыкой Сергея Прокофьева.

И это еще не все! Традиционно в центре внимания профессионального жюри, зрителей и прессы Минского международного кинофестиваля «Лістапад» всегда оказывались и фильмы с участием Константина Юрьевича, принимавшие участие в основном конкурсе игрового кино. Например, такие запоминающиеся работы, как «Свои» Дмитрия Месхиева и «В движении» Филиппа Янковского, где уже сам Хабенский примерил на себя роль журналиста Александра Гурьева.

Однажды ваш Костик нас удивит

На московскую сцену, в большое кино и сериалы Константин Хабенский пришел из театрального мира Санкт-Петербурга, звездных спектаклей режиссера Юрия Бутусова, как и его однокашники, два Михаила — Трухин и Пореченков. Благодаря сериалу «Убойная сила», ставшему ответвлением «Улиц разбитых фонарей», питерские актеры сразу обрели дикую популярность. Хабенский вдруг стал олицетворением времени. Его герой, как правило, в меру циничный и в меру обаятельный, пройдоха и авантюрист, пришел на смену брутальным персонажам картин Алексея Балабанова, решавших свои проблемы с помощью обреза. Герои Хабенского в «Женской собственности», «Механической сюите» и «Бедных родственниках» решали проблемы с помощью силы убеждения и переговоров.

Случился в биографии актера и весьма растерянный герой. Его Виктора Служкина из экранизации романа уральского писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил» называли духовным наследником Зилова из «Утиной охоты» и Макарова из драмы Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». И все же в основном герои Хабенского довольно благополучны. Антон Городецкий в фантастической дилогии про «дозоры» или адмирал Колчак из драмы «Адмиралъ» выглядели образцом мужественности и стойкости перед лицом испытаний.

В 2018 году Константин Юрьевич попробовал себя в ином качестве — в роли режиссера, он снял военную драму «Собибор». В ней же сыграл главную роль Александра Печерского, организатора восстания в нацистском лагере смерти.

В октябре прошлого года произошел новый поворот в его творческой судьбе: Хабенский стал художественным руководителем прославленного Московского художественного театра, коллектива непростого и избалованного вниманием. В этот же период на сцене МХТ сыграл барона Мюнхгаузена в премьерном спектакле «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» режиссера Виктора Крамера. В киноработах последнего времени — «Трое», «Огонь», «Доктор Лиза», «Чемпион мира» — Хабенский снова демонстрирует высокий артистический класс.

Спешите делать добро

Известно, что наш герой активно занимается и благотворительной деятельностью. Еще в 2008 году он открыл фонд собственного имени, помогающий больным детям. С 2010-го организовывает детские творческие студии по всей России. В 2014 году запустил благотворительный театральный музыкальный проект «Поколение Маугли» (по мотивам сказки Киплинга «Книга джунглей»), где большинство ролей, в том числе Маугли, исполняют одаренные дети из разных регионов России. Компанию им составляют звезды: Гоша Куценко, Тимур Родригез, Диана Арбенина и многие другие. О долге и ответственности перед теми, кого мы приручили, напоминает поставленный в 2016 году спектакль «Не покидай свою планету» — сценическая фантазия по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это совместная идея Хабенского и Башмета, потому весь спектакль вместе с артистом на сцене находится ансамбль «Солисты Москвы», а за дирижерским пультом — сам Юрий Абрамович.

Сделано так много, а многое еще предстоит сделать и в качестве худрука МХТ, и в качестве режиссера. Надеемся, что в этой роли Константин Хабенский когда-нибудь заглянет и в коридоры киностудии «Беларусьфильм», для которой белорусско-российские кинопроекты всегда были неотделимой и важной частью творческой палитры.

АКТЕР О СЕБЕ

«Те, кто знает меня близко, никогда не скажут, что я очень серьезный человек. Возможно, дело в том, что я никогда не хожу на передачи, где нужно рассказывать о себе и рвать тельняшку на груди. Вообще, актеры, режиссеры — это люди, которые всегда остаются где-то в тени. Они выходят из нее, показывают себя либо в больших интервью, либо когда играют роль, а потом опять прячутся. Так что, если мой фасад создает какое-то ощущение, я не буду ничего менять. Не буду бегать, прыгать и убеждать всех, что я смешной или серьезный, накачанный или толстый, — неважно. Я вот такой, какой есть. Занимаюсь тем, что мне интересно и что считаю правильным».

КСТАТИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил народного артиста Российской Федерации Константина Хабенского с юбилеем. «Своей неустанной творческой деятельностью вы снискали любовь многочисленных поклонников по всему миру и высокий авторитет среди профессионалов, — отметил Глава государства. — Отдельных слов признательности заслуживают созданные вами благотворительные проекты, направленные на реализацию принципов гуманности и милосердия в современном обществе».

Александр Лукашенко пожелал артисту здоровья, долгих лет жизни, вдохновения и новых интересных ролей.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter