Откуда вы, братцы-автюки?

Генетики провели анализ y-хромосом жителей деревни Автюки

Ученые НАН Беларуси исследуют на Гомельщине генотип жителей деревень Большие и Малые Автюки и стоят на пороге интригующих открытий

Кто не слышал про деревни Большие и Малые Автюки, где по инициативе известного белорусского писателя Владимира Липского проводятся республиканские фестивали народной сатиры и юмора?! Место для юморин выбрано не случайно: здесь что ни сельчанин, то кладезь самобытного юмора, колоритного говора, присущего только автюковцам и жителям прилегающих деревень. Вот только одна из шуток, которая родилась в среде автюков: известную в народе двуручную пилу они здесь мило называют «тещин язык». Не случайно в одной из книг Владимира Липского собрано 650 высказываний жителей Больших и Малых Автюков, от которых можно смеяться днями и ночами.

Однако кто же автюки по происхождению и откуда они взялись в Калинковичском районе Гомельщины?

Мало кто знает, что автюковский феномен был и до сих пор остается предметом исследований ученых, этнографов и лингвистов. Еще в начале прошлого века белорусский этнограф и фольклорист Исаак Сербов в книге «Поездки по Полесью 1911-го и 1912 гг.» вот как характеризовал своеобразных полешуков: «Резко выделяясь своей наружностью и говором среди окружающего населения, они представляют чрезвычайно интересный этнографический тип. Автюк прежде всего южанин, брюнет, среднего роста и красивого телосложения. Говорит он скороговоркой с южно-русским акцентом, произвольно сокращая слова. В разговорной речи можно слышать такие выражения: «Хоила моя день, або два, да и ничего не выхоила». — «Мо бутца трэа?» — «Озьмите-ка е на ба плечи…»

Весьма занимательная тенденция в изменении гласных звуков. В частности, «у» нередко трансформируется в «ы»: хамыт, стрына, мыха. В говоре автюков до сих пор сохранились обороты речи русского праязыка. К примеру: «Мати, дос табе седети, будемо обедати».

Свой вклад в изучение полесского феномена решили внести и современные ученые Института генетики и цитологии НАН Беларуси. Так, в настоящее время лаборатория нехромосомной наследственности по собственной инициативе провела исследования и обнародовала данные о генетических особенностях жителей Автюков. В частности, они исследовали у сельчан Y-хромосому, которая передается исключительно от отца к сыну, не «смешиваясь» с генетическим материалом от матери. Это позволяет проследить происхождение предков любого человека по мужской линии. Так, в частности, из 27 мужчин жителей деревень Большие и Малые Автюки, которые согласились пройти генетические исследования, 22 оказались носителями Y-хромосомы различных типов. Это означает, что если из обследованной группы автюков выбрать всех однофамильцев, то они являются пусть и дальними, но родственниками по отцовской линии.

Чтобы сделать окончательные выводы о генетических корнях самых юморных жителей Беларуси, будут проведены дальнейшие исследования. Пока же на основании полученных данных ученые склонны считать, что автюковский род берет начало от небольшой группы мужчин, переселившихся на данную территорию из соседнего региона Беларуси или Украины, скорее всего, из Западного Полесья. В связи с тем, что жители этих поселений в силу различных причин оставались изолированными от окружающих регионов, они и стали носителями различных видов Y-хромосомы.

На снимке: участники фестиваля из Урицкого сельского Дома культуры Гомельского района Галина Коваль и Михась Страдаев.

Фото: архив БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter