Музей-дворец в Кировском районе до сих пор хранит тайны двухсотлетней давности

Откуда в Жиличах грифоны?

НА улицах агрогородка Жиличи даже в летний полдень немноголюдно. Одно- и двухэтажные дома, петляющая дорога, разноцветье палисадников, корова, лениво пощипывающая траву на автобусной остановке, — все словно дремлет в знойной дымке. Но у сельской идиллии есть и другие декорации… На окраине агрогородка в прохладной тени вековых лип старинного парка раскинулся Жиличский дворцово-парковый комплекс. Пожалуй, это одна из немногих, чудом сохранившихся  жемчужин в ожерелье прошлого Беларуси. Время не пощадило ее, но судьбе все же было угодно, чтобы она дожила до наших дней как напоминание о великом былом. 



ДВОРЯНСКОЕ поместье Добосна известно еще с XV века. В него когда-то входили деревни Жиличи, Левковичи, Харлаповичи, Барчицы. Принадлежало князьям Сикиро, Сапегам, Ходкевичам, Гаштольдам. А в конце XVIII столетия его приобрел судья и ротмистр речицкий Игнатий Александрович Булгак. Кстати, эта фамилия — одна из древнейших в Беларуси. Начиная с XVI столетия Булгаки занимали высокие посты в Великом Княжестве Литовском, затем в Российской империи, владели землями на Могилевщине и Витебщине, рассказывает директор Жиличского исторического комплекса-музея Лариса Забелова. В знаменитом роду были государственные деятели, представители науки, культуры, духовенства. Но Игнатий Александрович умер, не оставив наследников, а имение перешло сестре Фортунате. Ее сыновья — Иосиф и Игнатий — разделили наследство. Добосну получил Игнатий. Когда он стал предводителем Бобруйского повета, то задумал построить дворец в Жиличах, решив, что масштаб и богатство владений должны соответствовать его высокому статусу. 

Место для будущего архитектурного шедевра выбрано было просто идеальное — красивейшая природа, река. Парк задумывался как часть естественного ландшафта, но при этом, правда это или выдумка, деревья высаживались в нем так, что с высоты птичьего полета можно было прочитать инициалы хозяина…


Парадная лестница
На реализацию своей мечты Игнатий Габриэлевич Булгак не жалел денег. В качестве архитектора пригласил профессора Виленского университета Кароля Подчашинского. Кстати, это был знаменитый архитектор-интерьерист. К его известным работам относят реконструкцию костела Святых Иоаннов в Вильне, проект усадьбы Михала Балинского в литовских Яшунах, здания гимназий в Слуцке и Каменце. 

Правда, строительство, говоря современным языком, превратилось в долгострой. Может, слишком грандиозны были планы? Началось оно в 1823 году и продолжалось почти двадцать лет. Но, тем не менее, дворец был достроен. И с каким размахом! Фундамент под него закладывался основательный — специальная глиняная основа. Кирпич использовался нескольких видов — для внутренней, наружной отделки, колонн, каминов и печей. Его изготавливали по спецзаказу, в том числе и на иностранных заводах. Интерьер и дизайн каждой из ста комнат не повторялся даже в мелких деталях. Здесь было все для комфортной жизни: бальный зал с балконом для музыкантов, столовая, в которой разместиться могли десятки, а то и сотни гостей, кабинеты, оранжерея, домовая часовня... Говорят, пан Булгак своим дворцом хотел затмить знаменитый радзивилловский в Несвиже. Удалось ему или нет — трудно сказать. Правда, по нескольким уцелевшим фотографиям начала XX века можно убедиться в том, что жили паны в Жиличах действительно шикарно. Сегодня же парк и пруды заросли, беседки и мостик развалились. Чудом уцелели каретный сарай и погреб-ледовня. 

На территории парка нельзя не заметить огромные холмы. Откуда? Местность-то здесь равнинная! Дело в том, что во время строительства дворца землю из-под фундамента не вывозили, а насыпали рядом. Искусственные возвышенности стали элементами паркового дизайна. На одном из холмов установили беседку. Под другим разместили ледовню. Спортивная панская площадка заросла деревьями, но ее обещают привести в порядок. Привлекает внимание фасад здания. На нем и сегодня сохранилось много оригинальных украшений, лепнины. На фронтоне дома в треугольнике — око, от которого исходят лучи. Это, как пояснил директор музея, — масонский знак. Но так и не известно, кто конкретно из Булгаков относился к обществу масонов.

Само здание уцелело после революции и нескольких войн. Но что спасло его от разрушения? Дворец всегда кем-то использовался. До войны в нем располагалась школа молодежи, потом — детсад, библиотека, столовая, сельхозтехникум. В годы войны немцы приспособили его под госпиталь. 


Лариса ЗАБЕЛОВА, директор музея
— Сегодня идет масштабная реставрация. Но, тем не менее, мы открыты для всех. Уже «ожила» флигельная часть, где разместилась детская школа искусств и музей, — говорит Лариса Забелова. — Решетки и ворота выковали по старинным фотографиям. Отреставрируем здание и будем в порядок приводить парк. 

Построенный дворец когда-то выглядел замкнутым кольцом. Площадь — 4 тысячи квадратных метров. К сожалению, сегодня нет одного крыла, где размещалась панская оранжерея с системой открывающихся потолков. По оконным проемам можно заметить, что толщина стен помещений примерно метровая. Это вам не современные городские «панельки», а настоящая крепость! Шутка ли, но внутри дворца даже мобильный телефон не может «словить» сеть. 

БОЛЕЕ ста лет назад поместье и парк называли маленьким Версалем. Все буквально утопало в роскоши. Только по нескольким фото можно представить, как жили в Жиличском дворце. Говорят, здесь можно было увидеть скульптуры, привезенные из разных стран, старинные вазы, многочисленные картины, в том числе кисти знаменитого Тициана. Даже камины и паркет  — произведение искусства. В оружейной коллекции —  доспехи и щиты, мечи и клинки, ружья, которые хозяин выдавал друзьям, приезжавшим на охоту в здешние леса. Но до наших дней сохранились только дубовые лестницы и уникальные лепные потолки. К счастью, не дотянулись до них вандалы, наверное, уж слишком высоки были. Экспертиза показала, что создавались они с особой тщательностью. Кстати, на одном из них реставраторы обнаружили слой настоящего сусального золота! Конечно, некоторые требуют серьезной реставрации, и даже полного восстановления — как, например, в бальном зале и столовой.

Каждую деталь на потолках можно рассматривать часами. Причудливо переплетающиеся цветы, узоры, листья, античные сюжеты, грифоны под потолком.  Говорят, многое придумывал сам Игнатий Булгак. Он нередко  выезжал за границу, оттуда и привозил «модные дизайнерские фишки». Примечательно, что все его задумки воплощали не заезжие, а именно местные мастера!  Для этого Игнатий Булгак специально учил их технике лепнины. В одной из комнат сохранились подпотолочные окна, проходя через которые солнечный свет особым образом подчеркивал красоту потолков. Еще один зал. Здесь на многометровой высоте — женский лик в золотом кольце... Но ловишь себя на мысли, что нет в нем чопорности греческих богинь. По преданиям, это образ жены Игнатия —  Изабеллы. Правда, есть версия, что это не супруга, а девушка-простолюдинка, в которую был влюблен пан. 

За потрескавшейся штукатуркой видны технологии старинных строителей. На потолочную дранку уложен слой глиняных камешков. Обращает на себя внимание и необычная особенность: по периметру потолка проступает черное дерево. Неужели следы пожара? Оказывается, поясняет Лариса Забелова, так древние мастера стремились спасти свою работу от сырости и плесени — специально закладывали обуглившуюся древесину. 


Экспозиция музея

НЕ можем не поинтересоваться, а есть ли в замке привидение? Директор не отрицает. 

— Сама слышала, — зябко, несмотря на летний зной, поводит плечами Лариса Викторовна. — Различные звуки можно услышать во дворце, когда он совершенно пуст, поздно вечером. Причем слышат их даже скептики, которые не верят в потусторонние силы и миры. Звуки абсолютно не связаны со сквозняками — явный скрип половиц, шаги, захлопывание дверей, которые закрыты на замки. Кто бродит по дворцовым коридорам? Говорят, когда здание строилось, в одну из шести колонн портика парадного входа замуровали ребенка. Конечно, этот факт можно считать сомнительным — все-таки не времена Средневековья, а начало XIX века. Но кто знает… 

В музее мечтают, что через несколько лет Жиличская жемчужина снова заиграет своим блеском. Потихоньку собирают предметы для будущего интерьера. Есть уже в музее стенд с экспонатами, которые нашли во время реставрации, — фрагменты кафеля, каминного мрамора, гипса с позолотой, кованые гвозди, именные кирпичи. 

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter