Откуда цифры растут

Итоги вступительной кампании этого года особо не радуют

Уже не первый год при анализе результатов ЦТ встает вопрос с математикой и физикой. Но пока специалисты обсуждают, откуда растут «ноги» проблемы, итоги вступительной кампании нынешнего года особо не радуют. Только если в прошлом году установленный нижний балл, в частности по математике, не перешагнули 34 процента абитуриентов, в этом цифра приблизилась к 40. И это на фоне сокращения числа участников ЦТ: этот экзамен, например, сдавали на 10 тысяч человек меньше, чем год назад. По физике — минус почти 4 тысячи. При том, что планы приема на инженерные, естественно-научные специальности практически не изменились. По логике вещей, проходной балл на них должен понизиться. Велика и вероятность недобора.

Впрочем, этого нынче никто не боится: после основного вуз вправе осуществить дополнительный набор. На звание студента будут претендовать не достигшие минимальных положительных отметок, установленных в этом году. Напомню, по математике и физике это 15 баллов. Впрочем, при дополнительном наборе эта цифра снизится до 10 баллов. К слову, по русскому и белорусскому языкам — и вовсе до 5 баллов. Абитуриенты, в чьей «копилке» они есть, практически могут считать себя студентами.

С какими отметками по предмету выпускник должен был окончить школу, чтобы написать тест со столь низким результатом? Если, по собственной практике, 10 из 40 заданий по русскому языку выполняются за 15 минут без подготовки даже теми, кто окончил школу 20 лет тому… Впрочем, как прогнозируют сами вузы, процент этих ребят будет не слишком велик и не должен отразиться на общей успеваемости.

Что ж, очень хочется в это верить. Как и хочется верить в то, что меньше станет тех, кого и студентами-то можно назвать с большой натяжкой. Кого нужно подтягивать по предмету, чтобы дать основной университетский курс. Кого даже при неимоверных стараниях преподавателей придется отчислять после первого года обучения. А таких даже в лучших вузах страны ежегодно около тысячи человек.

Но это тема для уже другого, более глобального разговора. Вернемся к результатам ЦТ этого года по математике и физике. Не первый год, комментируя их, РИКЗ в числе причин называет большое количество участвующих в экзаменах выпускников школ и средних специальных учебных заведений прошлых лет, которые «портят» статистику. Отмечается также, что вчерашние выпускники как раз таки показывают неплохие результаты. И что среднее арифметическое от них сродни средней температуре по больнице, которая общей картины не отражает. Но даже если так, почему около половины участников ЦТ (примерно столько составляют выпускники прошлых лет) считают возможным прийти на экзамен на авось?

Что бы там ни было причиной не самых радужных результатов — случайный фактор или пробелы в школьной программе, в балльном выражении уже который год их планка не повышается. «Если по иностранным языкам, истории, обществоведению результаты, которые абитуриенты из года в год показывают на ЦТ, точно не ухудшаются, а местами и улучшаются, то по физике и математике — это системный провал», — говорит заместитель ответственного секретаря приемной комиссии БГУ Вячеслав Молофеев. При этом собеседник не исключает влияние на результат ЦТ стрессового фактора, ведь результаты репетиционного тестирования этого года, которое на базе вуза сдавали около 18 тысяч человек, были более высокими.

Практика БГУ также показывает, что из ежегодно оканчивающих вузовский факультатив по подготовке к ЦТ, а это около тысячи человек, в вузы поступают до 85 процентов. Но ведь освоить школьную программу за 8 месяцев — из области фантастики. Так проблема все же в незнании предмета или в чем-то еще? Чему сегодня нужно учить вчерашнего школьника, чтобы он сдал экзамен с достойным результатом? По словам Вячеслава Молофеева, абитуриент в первую очередь нуждается в развитии навыков систематизации знаний, которыми на сегодняшний день обладают лишь 10—15 процентов выпускников. «Остальных, — убежден он, — этому умению нужно дополнительно учить. Возможно, с помощью специального школьного факультатива».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter