Откуда растут рабочие руки

Вузы подводят итоги, а профессиональные колледжи и лицеи еще весь август добирают абитуриентов, оставшихся за бортом...
Вузы подводят итоги, а профессиональные колледжи и лицеи еще весь август добирают абитуриентов, оставшихся за бортом. Правда, если в былые времена студенческий билет получали лишь избранные, самые способные выпускники, то нынче среди зачисленных даже на бюджет немало тех, кто набрал в сумме 70 — 80 баллов, да и из них больше половины — за школьный аттестат. Сейчас в погоню за высшим образованием отправляются все кому не лень: и те, кому диплом нужен, и те, кто кому просто родители внушили: «без бумажки ты букашка». Тем временем мест в экономике, которые требуют высшего образования, — всего 20 — 25 процентов. На рынке труда гораздо востребованнее квалифицированные фрезеровщики, слесари, электрогазосварщики, каменщики, чем менеджеры, экономисты, правоведы и дипломаты. Кто же выбирает нынче рабочие профессии?

ОТ МЕЧТЫ НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ

Кристина Гладкая из деревни Борки Слуцкого района мечтала о профессии учителя начальных классов. Готовилась самостоятельно, без репетиторов, за школьными учителями хвостиком ходила, чтобы объяснили, помогли. В итоге не прошла по конкурсу на бюджет в Барановичский госуниверситет. Кристину я встретила в приемной комиссии минского индустриально–педагогического колледжа РИПО, куда она подавала документы на специальность «Технология».
— Конечно, очень обидно, что не поступила в вуз, ведь так старалась, — призналась Кристина, — и, наверное, прошла бы в пединститут им. Танка. Но даже не смотрела проходные баллы, чтобы не расстраиваться, потому что все равно бы не пошла учиться, ведь мне сказали, что общежитие предоставляют только с курса 3–го, а снимать комнату за 150 долларов плюс расходы на жизнь, дорогу, учебу — моя семья не потянула бы. Мама одна, а нас у мамы — трое. Поэтому выбрала колледж, буду и стипендию получать, и место в общежитии есть. И учителем все равно стану! Труда и черчения. Решила не отказываться от мечты.

В этот же колледж принес документы и выпускник прошлого года Александр Величко. Выбрал «Туризм и гостеприимство». В прошлом году тоже сдавал ЦТ, штурмовал вузы. А после первой же сессии отчислился из МГЭУ им. Сахарова и пошел работать поваром на МТЗ.
— Тяжело было учиться, я не справился, — не скрывает Саша. — Надеюсь, здесь учеба будет по силам. Да и по карману. Все–таки высшее, даже заочное, для семейного бюджета было непосильной нагрузкой. А тут я буду учиться на дневном, полностью посвятив себя учебе.

Директор колледжа Наталья Дедкова нынешним абитуриентам несказанно рада. Говорит: «6,3 — это самый низкий балл аттестата, с которым в этом году к нам пришли». В предыдущие годы зачисляли с баллами куда ниже. Откуда спрос?
— Мы и сами не ожидали, — признается Наталья Ивановна. — Смотрите, с какими аттестатами приходят — 8,94, 9,2. А на «Промышленное и гражданское строительство» подал документы абитуриент, набравший на тестировании по математике 80 баллов. Говорит, что хочет получить профессию за более короткий срок. Он уже через 2,8 года будет иметь работу и заработок приличный. А при желании продолжит учебу заочно в вузе по сокращенной форме. У нас заключены договоры с Брестским государственным техническим университетом, БНТУ, Мозырским, Полоцким университетами.

ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦИАЛИСТ «3 В 1»

Листаю папки с личными делами абитуриентов. Документы подают со всей Беларуси. Минчан — единицы. Кого–то прежде всего притягивает возможность жить в столице. Но в общем–то приезжают они в надежде получить профессию, которая откроет им путь к самостоятельной жизни. В этом одна из особенностей рабочего класса XXI века: он ненаследственный.

Ректор РИПО Аркадий Шкляр объясняет: экономически выгоднее получить образование в профтехлицеях и ссузах, а уже потом поступать в вуз на заочное. Человек после колледжа имеет рабочую квалификацию, разряд и может обеспечить себя. Время — год, зато стабильность. «Глупо говорить, что высшее образование не нужно, — замечает Аркадий Хононович. — Но ПТУ, ССУЗ — это ведь не тупиковая система. До 10 процентов выпускников ПТУ поступают в вуз сразу после окончания учебы, 17 процентов — после ссуза на сокращенное обучение... У нас произошел перекос. Сперва получают высшее образование, а потом — рабочую квалификацию за свой счет. Причем у работодателей в цене не выпускник с дипломом, а специалист с практическим опытом, который сам умеет варить, монтировать систему водоснабжения. Раньше считалось, что на 1 инженера должно быть 6 — 7 техников и 15 — 20 рабочих. С информационной системой технологий все это сглаживается и требуется специалист «3 в 1». Знания инженера плюс руки профессионального рабочего».

Это не парадокс: все больше людей с высшим образованием приходят получать профессию маляра, штукатура, плиточника. Например, за прошлый год в индустриально–педагогический колледж на профессиональную подготовку пришли человек 300 — 400 с дипломами вузов. Причем, как правило, гуманитарии. Увы, осознание, что высшее, даже экономическое, образование не гарантирует материального благополучия, приходит с запозданием.

ГДЕ ПУСТО, ГДЕ ГУСТО

Раньше сетовали: в ПТУ не идут, потому что учебная база устаревшая. А сегодня строительным технологиям учат на таком оборудовании, о котором на предприятиях только мечтать могут. Чего только стоит лаборатория метрологического контроля качества изготовления деталей из дерева и металла!
— Таким современным оборудованием, пожалуй, похвастаться можем только мы, — уверена Наталья Дедкова. — Его мы получили на безвозмездной основе от немецкой фирмы Hecht–Electronic AG, с которой проводили инвестиционно–образовательный проект. Оборудование для мебельного производства — тоже немецкое IMA. Пару лет назад открыли в колледже современный центр по подготовке монтажников сантехоборудования. Тут в качестве наглядных пособий и джакузи, и биде, и системы отопления как белорусских производителей, так и европейских, и душевая кабина смонтирована, и бесшумная система канализации, и несколько видов теплых полов. Мастера производственного обучения проходили стажировку в Москве, Германии. В итоге если раньше несколько лет подряд мы не могли даже одну группу набрать на техника–технолога по обслуживанию санитарно–технического оборудования, то в этом году — конкурс больше двух человек на место!

Хотя такая ситуация, увы, не везде. В профлицеях свободных мест — 30 — 40 процентов. Конечно, директора уповают на то, что до начала учебного года еще есть время. Однако...
— На каменщика, сварщика — ни одного человека, — печально подытожил директор Минского профессионального лицея № 13 строительства Валерий Турко. — На сварщиков было четверо, но, видя, что группа не набирается, не стали подавать документы. На каменщика подать тоже изъявил желание лишь один 30–летний мужчина, у которого уже жена и дети... Раньше таких проблем с набором не было. В этом году мы выпустили 80 каменщиков. Специалисты — нарасхват. Зарплаты высокие.

ПЛАНКУ — ВЫШЕ

Планировалось, что ЦТ выявит тех, кому высшее образование не по зубам. Порог 6 баллов не смогли преодолеть лишь около 20 тысяч абитуриентов. Да, некоторые провалившиеся математики–физики понесли свои аттестаты в технические колледжи, но ажиотажа не создали. В ссузах конкурс мало где превышает 1,5 человека на место.
— Надо выше планку поднимать, — считает Валерий Павлович. — Какое это высшее образование, если всех берут? Это напоминает вчерашнего дня прием в ПТУ, особенно в коммерческих вузах.

Правда, искусственный отбор абитуриентов не особо эффективен. Пару лет назад отчисленным в течение первой сессии первокурсникам активно предлагали, не теряя времени, подавать документы в профессионально–технические учебные заведения. За оставшиеся полгода можно было успеть получить одну рабочую квалификацию.
— Мы делали запрос во все вузы, — рассказывает заместитель начальника управления образования Витебского облисполкома Сергей Коваленко. — Но согласились человек 10 из 1.200 отчисленных. Вывод напрашивается сам собой: получение рабочей специальности для тех, кто поступает в вуз, — неактуально. Увы, мы теряем рабочих. Ежегодная потребность предприятий Витебской области в специалистах с высшим образованием — 2,7 тысячи, со средним специальным — 2,5 тысячи и около 6 тысяч рабочих с профессионально–техническим. При этом в вузах обучаются 44 тысячи человек, в ссузах — 16,6 тысячи, профтехобразование получают 12,5 тысячи учащихся. Перераспределить эти потоки пока не удается.

***
Впрочем, дело не столько в доступности высшего образования. Директора колледжей и лицеев уверены: чтобы заинтересовать молодежь, мало стараний системы образования. К набору должны подключиться и работодатели. Есть примеры, когда одни (например, Оршанский льнокомбинат, станкостроительный и инструментальный заводы) выплачивают учащимся дополнительные стипендии, другие — при трудоустройстве предлагают привлекательный соцпакет. К слову, в Новополоцком лицее нефтехимии набор уже сегодня — 133,5 процента (!) от плана. И если в вуз нынче попадают случайные люди, то колледжи выбирают уже осознанно — те, кто предпочитает синицу в руках, а не журавля в небе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter