Откуда есть пошла славянская письменность

В рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в московском Современном музее каллиграфии открылась экспозиция «Славянская письменность. Возникновение, история и развитие».24 мая Православная церковь чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – создателей славянского алфавита. Постановление о праздновании дня памяти просветителей 24 мая (11 мая по старому стилю) было принято в России в 1863 году. Забытый в годы советской власти, праздник был возвращен в 1985 году, когда в православных странах отмечалось 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского – одного из братьев-просветителей. Тогда возникла идея возобновить празднование. С 1991 года государственные и общественные организации совместно с Русской православной церковью стали ежегодно проводить Дни славянской письменности и культуры.

С тех пор, как двумя греческими монахами была дарована письменность славянским народам, прошло более тысячи лет. Тем не менее и по сей день возникают разные гипотезы относительно происхождения славянской письменности – в первую очередь, а также времени и места. Немало вопросов вызывает и тот факт, что славяне в Х веке использовали две азбуки – кириллицу и глаголицу. До сих пор учеными-лингвистами не установлены точные истоки происхождения глаголицы, не похожей ни на одно другое письмо.
Организаторы выставки в Современном музее каллиграфии предлагают попытаться найти ответ хотя бы на часть вопросов – в открытых дискуссиях историков, богословов, филологов, которые в эти дни принимают участие в проведении Дней славянской письменности и культуры в музее. Программа праздника в стенах музея предполагает различные мероприятия.
– Мы решили сделать этот праздник в нашем музее увлекательным и разнообразным, не ограничиваясь только лекцией и открытием экспозиции, – рассказывает пресс-секретарь Современного музея каллиграфии Сергей Смирнов, – Сегодня мы проведем своего рода урок славянской письменности, в ходе которого все желающие могут узнать много интересного из истории, а также попробовать себя в искусстве каллиграфии. Мастер-классы проведут члены Правления Национального союза каллиграфов России, в том числе его председатель – преподаватель Петербург-ской художественно-промышленной академии Петр Чобитько.
Главными участниками этого действия стали дети – воспитанники детских домов Восточного административного округа Москвы. Международная выставочная компания MVK совместно с Региональным общественным благотворительным фондом помощи тяжелобольным и обездоленным детям подготовили для них эту специальную культурно-просветительскую программу.
Мастера каллиграфии с удовольствием делились секретами с начинающими. «В каллиграфии каждая буква – это не какой-то формальный росчерк, а полноценный образ. В этом главное отличие каллиграфии от других видов изобразительного искусства», – говорит известный художник Дмитрий Жилинский.
Но главным событием конечно же стала выставка, на которой можно увидеть образцы старинных рукописей и узнать больше о таких формах кириллицы, как вязь, устав, полуустав, скоропись, а также работы современных мастеров каллиграфии, многие из которых представили свое видение шедевров славянской письменности – страниц Киевской Псалтыри, Молитвы Святого Николая Сербского, Букваря Ивана Федорова и многое другое.
По словам организаторов выставки, в современной каллиграфии серьезную роль играют мастера из Беларуси. На выставке в московском музее представлены и работы известного белорусского мастера Павла Семченко – его свиток каллиграфий под названием «Ни дня без линии». «Белорусов отличает особая художественность и самобытность, – рассказывает Сергей Смирнов, – они особенно чтят традиции славянской письменности».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter