«Открываю дверь, а в зале — шалаш…»

Депутат и заботливая мама Нина Кульша – о секретах домашнего благополучия

Директор школы, депутат и заботливая мама Нина Кульша – о секретах домашнего благополучия

Сегодня много говорится о кризисе семьи и о том, что решить все свои проблемы без государственной поддержки она не может. Много споров и о функциях школы. Одни считают, что она, прежде всего, должна учить, другие видят в ней инструмент социализации и воспитания.

По мнению Нины Кульша, члена Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, эти процессы взаимно дополняют друг друга. Ведь образованный человек, несомненно, должен быть и воспитанным. Но все же воспитывать должна семья, а школа — давать возможность человеку всесторонне развиваться…

 До того как стать депутатом, Нина Герасимовна работала директором средней школы № 2 города Столина с музыкально-хоровым уклоном, растила двоих детей.

 Мы жили в обычной квартире, у нас было много хороших книг, по праздникам я пекла пироги, и неизменной нашей семейной ценностью была традиция собираться вместе. Вместе строить планы, мечтать, говорить о будущем… Дети должны расти в окружении родительской любви, — уверена Нина Герасимовна.

Сама она очень рано потеряла маму, у отца появилась другая семья, а ее взяла к себе тетя и растила, воспитывала, как родную. После окончания восьмилетки девочка решила: буду учительницей младших классов. И поступила в Пинское педучилище.

— Навыки, полученные там, оказались востребованными во всей моей последующей жизни, — говорит она сегодня. — Ведь нас учили и музыке, и преподаванию физкультуры, и организации культурно-массовой работы. И, конечно, самому главному — по-настоящему любить детей и свою профессию.

А вообще, Нине Герасимовне с детства нравилось решать задачки, нравился мир строгих цифр. Но вместе с тем она росла большой фантазеркой. С удовольствием сочиняла сказки, которые впоследствии вдохновенно рассказывала сыну, дочке и их друзьям. Придумывала веселые розыгрыши, новогодние спектакли, необычные подарки. Учительницей математики стала после окончания Брестского пединститута. На третьем курсе вышла замуж, сменила фамилию. Постепенно начала выстраиваться ее карьера...

Люди на Столинщине трудолюбивые, с детства приученные заботиться о семейном благополучии. Многие, наверное, слышали, с каким азартом они выращивают цветочные семена и тепличные огурцы. Дома у здешних жителей крепкие, детей, как правило, много. Вот и в городской СШ № 2, где спустя некоторое время стала работать директором Нина Герасимовна, было свыше 700 учеников. Большой коллектив. Большая территория. Но все вокруг с такой заботой ухожено – классы, клумбы, грядки, деревья…

— Иду, бывало, домой усталая, но стараюсь скрыть это улыбкой. Ведь семья для человека важна не менее работы. Однажды открываю дверь и вижу в зале… шалаш. Дети начитались приключенческой литературы и решили пожить, как полесские робинзоны!

И мама им это разрешила. Даже пообещала урегулировать вопрос с папой. А иначе как развивать у подрастающего поколения воображение и таланты? Заметив у Оксаны музыкальные способности, родители купили ей пианино — выбрали самое красивое, со старинными подсвечниками. Миша увлекся рисованием и лепкой – дома обрадовались.

И пусть впоследствии дети выбрали себе профессии, не связанные с увлечениями школьной поры (дочка окончила лингвистический вуз, сын – химический факультет БГУ), мир музыки и красок, окружавший их в те далекие годы, привнес в характеры Миши и Оксаны романтику и трудолюбие, умение видеть красоту и понимать прекрасное.

Пожалуй, самым трудным периодом для Нины Герасимовны было время, когда дети были студентами. До Минска далеко. На выходные домой не наездишься, да и билеты стоят недешево. Поэтому, по примеру многих местных мам, чьи сыновья и дочки жили далеко от родного дома, она часто ходила на автостанцию, чтобы передать своим ребятишкам домашние соленья, варенья, пирожки. Однажды поздно вечером позвонила Оксана, мол, мамочка, может, успеешь и завтра что-нибудь передать? «Ну конечно!» — пообещала та и заметалась по дому, придумывая, что бы такое приготовить. Магазины уже закрыты, продуктов мало. Собрала остатки муки, сметаны, добавила масло, сахар, сухофрукты и до поздней ночи пекла печенье. Утренним рейсом отправила передачу в столицу. Получив ее, благодарная дочка тотчас набрала номер домашнего телефона:

— Мамочка моя милая, спасибо! Какое вкусное печенье ты прислала! А как оно называется?

Голос Нины Герасимовны слегка дрогнул, на какую-то долю секунды она задумалась, а потом неожиданно бодро и весело произнесла: «Да так и называется: «Привет с родины!»

— Мне всегда хотелось, чтобы в сердцах моих детей навсегда осталась неповторимая красота родных мест, чтобы они не забывали, откуда их корни, — подытоживает Нина Герасимовна.

…Педагоги тревожатся: из современной жизни исчезают идеалы.

Сегодня некоторые семьи настолько заняты экономической составляющей быта, что им не хватает психологического настроя просто внимательно посмотреть вокруг и проникнуться любовью. А ведь воспитывает каждый момент нашей жизни. И как бы ни устали родители, они должны, они просто обязаны интересоваться успехами, тревогами и ошибками своих детей, быть в контакте со школой, вырабатывая общие взгляды и направления: учить воспитывая и воспитывать обучая.

-----------------------------

Хозяйке на заметку

Семейный рецепт манника от Нины КУЛЬША

1 стакан манной крупы,

1 стакан сахара,

1 стакан сметаны,

2 –3 яйца,

4 столовые ложки муки,

1 чайная ложка соды,

щепотка ванили.

Взбиваем сметану с яйцами. Добавляем стакан манки. Тщательно размешиваем.

Оставляем тесто на 40 минут, чтобы манная крупа набухла. Добавляем стакан сахара, 4 столовые ложки муки, чайную ложку соды и ваниль. Еще раз перемешиваем.

Выливаем в форму и ставим в разогретую до температуры 200° духовку. Выпекаем в течение 35—40 минут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter