Открываться нельзя закрываться. Где поставить запятую, чтобы белорусская экономика оказалась в выигрыше?

Несмотря на горячие уверения стран “большой двадцатки”, что ограничение доступа иностранных товаров на внутренние рынки пагубно, даже сами государства-лидеры в условиях кризиса не гнушаются протекционизмом. Правильно ли поступает Беларусь, активно поддерживая отечественных производителей? И что нам выгоднее делать в будущем: открываться или закрываться?

Михаил КОВАЛЕВ, декан экономического факультета БГУ:
— В условиях кризиса на протекционизм, закрытие внутренних рынков от импортных товаров пошли многие страны. Поэтому нет ничего удивительного, что и Беларусь поступила точно так же.
У нас, например, ограничили выдачу населению кредитов в инвалюте и тем самым снизили спрос на импортные товары. Были повышены таможенные пошлины на некоторые зарубежные товары. Однако, как мне кажется, это нужно было сделать еще раньше, например, в конце прошлого года. Тогда такие меры принесли бы более ощутимый эффект.
Сейчас же во всем мире наблюдается обратный процесс: страны ослабляют протекционистские меры. Мы также будем вынуждены действовать в этом русле. Постепенно уйти от мер таможенного регулирования Беларуси придется и в связи с формированием таможенного союза с Россией и Казахстаном.
В дальнейшем следует отстаивать интересы отечественных производителей другими методами. Например, государство как владелец МТЗ, подшипникового завода, других крупных предприятий имеет полное право указать им покупать прежде всего комплектующие белорусского производства.

Людмила ИСТОМИНА, координатор экономических проектов ПРООН в Беларуси:
— Кризис подтолкнул многие страны к определенному ограничению доступа на свой рынок, к созданию национальным производителям некоторых преференций. Но все-таки я оптимистка. Я надеюсь, что самое тяжелое уже позади. Теперь нужно больше говорить о посткризисной жизни.
Следует больше внимания уделять развитию малого бизнеса. Именно малый бизнес, как свидетельствует опыт многих стран, обладает большой степенью выживаемости в кризисное время. Предпринимательство важно и с социальной точки зрения, поскольку имеет большой потенциал создания новых рабочих мест. Малый бизнес может окрепнуть и активно сотрудничать с крупными предприятиями.

Георгий БАДЕЙ, председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского:
— Конечно же белорусская экономика должна открываться. Если мы будем закрываться, то и перед нами в ответ тоже будут ставить барьеры. Тогда мы вообще не сможем никуда попасть, будем вариться в собственном соку.
Когда открываешь свой рынок, создается конкурентная среда. А это двигатель развития. В условиях открытости мы будем быстрее прогрессировать. Наши производители будут вынуждены очень активно совершенствовать свою работу, предлагать товары по доступным ценам и более высокого качества. В итоге выиграют и рядовые белорусские потребители.
Понятно, что у многих зарубежных компаний больший, чем у отечественных производителей, опыт конкурентной борьбы, шире финансовые возможности. Поэтому открывать наш рынок нужно не одним махом, а постепенно, осторожно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter