Открытый показ

Наши кинематографисты в январе презентовали сразу две премьеры...

Наши кинематографисты в январе презентовали сразу две премьеры: в Минске прошел показ фильма Максима Носова «Каин», в Могилеве режиссер Вячеслав Сикора представил новый сериал «Третий звонок». Оба фильма от начала и до конца «сделаны в Беларуси», их объединяет также принципиальное желание режиссеров снимать за свои деньги кино авторское, независимое от диктата продюсеров и рецензентов–чиновников. Что это, новая кинематографическая волна, «народное» кино или стечение обстоятельств?..


Изрядно переполошил киноведческую тусовку режиссер Максим Носов: презентация его картины «Каин» совпала с пресс–показом другой кинопремьеры голливудского размаха... Сомневаясь и мучаясь, многие кинокритики предпочли все же Носова: бэкграунд его «Каина» воистину интригующ. Заранее было известно, например, что Максим снимал свою картину девять лет, сам выступил не только режиссером, но и продюсером, оператором, гримером, художником по костюмам, звукорежиссером и даже композитором. Если «Каину» будут когда–либо вручать «Оскар», за статуэткой на сцену «взлетит» один только Носов.


Возникает резонный вопрос, почему средних лет режиссер тратит девять драгоценных лет жизни на съемки своей первой полнометражной картины, вместо того чтобы пойти на киностудию и реализовать там свой творческий замысел за несколько трудодней.


— Один мой однокурсник десятилетиями ходит на студию, подает там заявки, но в итоге ничего не снимает, — кипятится Максим. — А я не могу не снимать. И вместо того чтобы сидеть и ждать, пока мне позволят потратить бюджетные средства, заработал свои: реализовал себя на телевидении как режиссер, сделал немало успешных проектов.


Максим Носов не советует молодым режиссерам повторять его опыт: «Это очень сложно. Надо и на жизнь зарабатывать, и семью кормить. Но самое трудное — организовать людей, в какой–то конкретный день собрать их, привезти костюмы, обеспечить транспорт, камеру...» После напряженной многолетней работы Максим описывает свое состояние как «выжатый лимон», но ему льстят приободряющие возгласы молодых зрителей, что «Каин» — это стильно и по–фестивальному.


В основу фильма положены библейские мотивы: убийство Каином брата и притча о блудном сыне. Не поделив невесту, братья доводят друг друга до греха: Авель убивает любимую, его, в свою очередь, Каин. Единственный уцелевший, он уходит из отчего дома, искать рай земной. Понятно, в пустынях никакого рая не найдет, вернется вскоре домой, где отец ему скажет важные слова...


Это в газете экзистенциальная притча Носова быстро сказывается, а на экране она разворачивается медленно, точно всплывая из глубин временного потока. Там люди носили простую одежду, ели незатейливую еду, но были не прочь поразмышлять о вечном. Фильм «Каин» — это некая философская медитация режиссера на тему покаяния и прощения, которую после просмотра один уважаемый кинокритик назвал претенциозным ученичеством, другой — образцом великого немого кино. Максим достойно выдержал разбор полетов. Он верит, что его картину ждет счастливая фестивальная судьба. Ее обязательно заметят продюсеры. И уже следующий свой фильм Носов мечтает снимать, «как все», с бюджетом и звездами в главных ролях. «Нашлось много заинтересованных людей, которые увидели в моем «Каине» какое–то откровение. Это нормальное кино с образами, не однодневка. И естественно, я буду выходить с ним на европейские фестивали», — не скрывает своих намерений режиссер.


Что ж, по моим ощущениям, фестивальный потенциал Максима вполне приличный. Для яростного успеха у него есть все: и кино «не для всех», и модный пиджак, и узенькие кожаные брюки. А главное — воля и расчет на себя, а не «распил» бюджета, что можно считать в кинокругах очень редкой птицей.

 

«Стоящая идея»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter