Открытый контакт

Реформа МВД
Когда милиционеры собираются в зале коллегий МВД, чтобы отчитаться перед своим начальством, — это, как я всегда считал, довольно скучное зрелище. Ведь схема таких заседаний не менялась годами: подчиненные чинно докладывают о своих успехах руководству, которое привычно дает оценку их деятельности. В минувшую среду произошло по–другому. Несмотря на строгий контроль у входа, на очередную коллегию МВД проникли посторонние — люди, никогда не служившие в милиции. Простые граждане — старики и подростки, студентки и пенсионерки, горожане и сельчане, — чье появление на столь серьезном мероприятии еще недавно казалось немыслимым, стали вдруг участниками делового разговора о работе милиции. И что самое удивительное, министр внутренних дел Владимир Наумов нисколько не препятствовал такой вольности. Более того, он добровольно уступил этим людям свое право оценивать работу органов внутренних дел. А сам предложил коллегам ответить на единственный вопрос: «Почему о нас отзываются именно так?»

Этот ход легко объясним. Руководство МВД рассудило, что граждане Беларуси — никакие не посторонние, а, наоборот, основные, образно говоря, заказчики того социального продукта, который должна производить милиция, — общественной безопасности и порядка. Поэтому именно население вправе судить, насколько качественным оказывается этот продукт.

Вообще–то постепенный переход к тому, чтобы сделать общественное мнение главным критерием оценки деятельности милиции, начался более полутора лет назад. Но 3 августа впервые проявился масштабный характер этой реформы. Чтобы представить наиболее полный спектр мнений о работе правоохранителей, сотрудники штаба МВД опросили более 10.000 человек, проанализировали все обращения, поступившие на «телефоны доверия», учли голоса посетителей официального сайта министерства. А ради того, чтобы «пригласить» в зал коллегии представителей всех областей и большинства крупных райцентров страны, управление информации и общественных связей МВД в течение нескольких месяцев не вылезало из командировок, собирая свидетельства отношения населения к людям в погонах и отсняв в общей сложности более 45 часов видеоматериалов. Из этого багажа получилось 8 серий документального фильма под общим названием «Что о нас думают люди», в котором представлены мнения граждан обо всех областных УВД, столичной милиции и УВД на транспорте. Кстати, тележурналисты МВД, вызывая собеседников на откровенность, пытались сохранить свое инкогнито, поэтому сотни жителей Беларуси, высказываясь перед объективом видеокамеры, вряд ли представляли себе ту аудиторию, которая будет внимать каждому их слову. Руководители всех городских и районных отделов внутренних дел, всех милицейских служб и подразделений в течение 7 часов выслушивали не всегда лицеприятные суждения о своей работе, отрываясь лишь для ответа на тот самый вышеупомянутый вопрос главы МВД...

Хватит «тыкать»!

«Похоже, проходит то время, когда милиционер говорил мне: эй, ты, кто такой? Теперь они достаточно корректны, строго на «вы»... Известный приказ о вежливости все–таки сыграл свою роль».

«Главное, что я почувствовал за последние месяцы — у милиции начало исчезать то, что меня всегда задевало — чувство превосходства над простыми гражданами».

«Пропало высокомерие. Теперь, даже если я виноват, со мной беседуют довольно тактично...» (Здесь и далее выделены мнения участников опроса.)

Если в начале года необходимость приказа N 1, в котором говорилось о потребности более вежливого и тактичного обращения с гражданами, вызывала кое у кого сомнения и кривые ухмылки, то сегодня его эффективность очевидна: отношение к милиции в обществе меняется сообразно тому, как милиция изменяет стиль общения с населением. К примеру, в прошлом году деятельность правоохранителей положительно оценивали лишь 20 процентов опрошенных, а в 2005–м это число выросло до 33 процентов. Практически во всех районах Беларуси люди отмечали, что повелительные манеры сотрудников милиции меняются на «чисто человеческое отношение». Вместе с тем поток жалоб на грубость отдельных работников ОВД хоть и уменьшился, но пока не прекратился.

«Милиционер на меня выругался матерно, ну и я от расстройства выругалась. Тут же мне штраф за нецензурную брань... Пошла жаловаться их начальнику — а он меня матом...»

«Работник милиции не представился, хотя должен был это сделать... Разговаривал грубо, а на попятную пошел лишь после того, как я поинтересовался его фамилией и званием...»

По статистическим данным, больше всего жалоб на нетактичность милиционеров поступает в Минске, на втором месте — Гродненская область, в которой «самой грубой» названа милиция Лиды.

— Такое отношение к гражданам, что, мол, мы — хозяева, а вы — наши подчиненные, складывалось у лидской милиции годами, — отметил Владимир Наумов. — Переломить его непросто. Но и терпеть подобное невозможно. Нормальные взаимоотношения с населением должны быть налажены немедленно, — указал он начальнику Гродненского УВД Геннадию Хоцько.

Приказ адресовался не только главе гродненской милиции: за недостаточно вежливое обращение с людьми досталось руководителям всех территориальных подразделений, на которых жаловались с экрана главные участники прошедшей коллегии.

Патруль патрулю рознь?

«Слава Богу, у нас в городе стало спокойней. Даже поздним вечером возвращаюсь домой без страха — всегда встречаю наряды милиции».

«Мы обратились за помощью к милицейскому патрулю, но они сказали, что это не их участок, и ушли...»

«Раньше наш район в Бобруйске был самым криминальным. Теперь, когда здесь появились постоянные патрули, весь криминал исчез...»

«Вместо того чтобы бабушек с семечками гонять, лучше бы прошлись по той улице, где почти открыто торгуют наркотиками...»

«В Кличеве я чувствую себя в безопасности — и за себя спокойна, и за детей».

«Пристали ко мне — вы выпили! Ну, естественно, выпил — так я же из ресторана вышел...»

«Милиция патрулирует круглые сутки, хулиганам спуску не дают, молодцы...»

Как видим, работа патрульно–постовой службы вызвала наиболее противоречивые отзывы. Скажем, витебские респонденты отзывались о ней сугубо положительно, а жители райцентра Шумилино жаловались на почти полное отсутствие патрулей. Одна часть минчан оказалась весьма довольна этой службой, а другая посетовала, что наряд не всегда оказывается там, где он необходим... Сотрудники ППС вызвали нарекания и у представителей местных властей некоторых городов и районов. Кстати, помимо рядовых граждан, в фильме было представлено мнение о милиции и официальных лиц — от гражданских чиновников до прокуроров. Вот что сказал межрайпрокурор Светлогорска и Светлогорского района Михаил Прус:

— Большого эффекта от патрулирования наших улиц молодыми ребятами из внутренних войск я пока не вижу, но вот прокуратуре работы точно прибавилось — число жалоб на сотрудников милиции резко возросло. Дело, думаю, в том, что этим ребятам всего по 18 — 19 лет, юридической грамоты им не хватает... Там, где можно обойтись замечанием, они порой норовят сразу заломить человеку руки...

Подытоживая эту тему коллегии, министр указал, что райотделам необходимо отказаться от «манипулирования административной практикой», когда люди необоснованно привлекаются к ответственности за мелкие нарушения. Не должно быть подмены реальной деятельности умопомрачительной цифирью задержанных за легкий запах алкоголя. Как не должно быть и странного явления, когда сотрудники ППС вдруг начинают устраивать какие–то проверки товарных документов у предпринимателей на рынках.

— Патрульно–постовая служба должна следить за порядком на рынке, а не в документах торговца, — сказал министр. — Такие проверки — задача подразделений по борьбе с экономической преступностью.

Шансы ретроградов равны нулю

Реакция руководства МВД на звучавшие с экрана слова граждан была довольно жесткой. Прямо в ходе коллегии было отдано распоряжение о применении мер дисциплинарного воздействия к ряду руководителей подразделений милиции, чья работа вызвала наиболее негативную оценку. Особенно остро министр реагировал на жалобы о нечутком или вовсе наплевательском отношении к обращениям людей, потерпевших от преступных посягательств.

«Когда я обратился в милицию с заявлением о краже велосипеда, мне сказали: тут машины угоняют и не находят, а вы хотите, чтобы мы ваш велосипед нашли...»

«Приехав на место преступления, сотрудники милиции сразу сказали, что шансы найти преступников равны нулю...»

«Заявление у меня приняли, но ни вещей не нашли, ни вора не поймали...»

Когда такие претензии прозвучали неоднократно, Владимир Наумов напомнил коллегии:

— Начальник Ивацевичского РОВД был разжалован за то, что ответил потерпевшим: «Вам надо, вы и раскрывайте». Если кто–то еще допустит подобные высказывания — можете сразу прощаться с должностью. И для тех, кто считает, что шансы отыскать преступников изначально равны нулю, точно так же равны нулю шансы продолжить службу в милиции.

Не обошлась без справедливых замечаний и деятельность ГАИ. Хотя большинство опрошенных граждан отметили корректность сотрудников дорожной милиции, отсутствие мелких придирок к автомобилистам, установление порядка в организации движения, министр указал на другую сторону этой медали:

— Да, ГАИ повернулась лицом к водителям. Но при этом отвернулась от пешеходов. Порой, особенно за городом, человеку надо пройти не один километр, чтобы безопасно перейти оживленную трассу. А что делается в столице? Машины паркуют где попало, а работники ГАИ следят лишь за тем, как водители пересекают перекрестки...

Он тут же привел в пример собственную прогулку по тротуару улицы Ульяновской, где в спину неузнанному министру настойчиво сигналили владельцы машин, спешащие припарковаться в пешеходной зоне.

— Я пытался объяснить, что нахожусь на тротуаре, но мне возразили — вы на парковке. Присмотрелся — точно парковка, три человека стоят, деньги собирают... А пешеходы мечутся между машинами. И работник ГАИ, повернувшись спиной к этому безобразию, ходит неподалеку с очень усталым видом...

Руководству ГУВД Мингорисполкома поручено до 1 сентября разобраться с организацией стоянок в столице.

***

Ретрограды в милицейских мундирах, привыкшие оценивать эффективность своей службы в безликих процентах и дутых цифрах, наверняка чувствовали себя крайне неуютно на этой коллегии. Доселе сомневавшиеся в серьезности намерений своего руководства, они поняли, что действовать по старинке уже не получится.

— Тем, кто не умеет работать без мата, — сказал министр, — нечего больше делать в милиции. Как и тем, кто привык полагаться лишь на числовые показатели. Для гражданина важна его личная безопасность, а не абстрактная цифра в милицейских отчетах. Поэтому мнение граждан по–прежнему будет главенствовать в оценке нашей работы.

Более того, ради максимальной объективности этой оценки МВД планирует прибегнуть к помощи профессиональных исследователей общественного мнения и учесть суждения наибольшего числа жителей практически всех регионов страны.

В заключение коллегии министр распорядился «всю информацию, прозвучавшую в этом зале, довести до сведения личного состава». Примерно такая же задача стоит и перед журналистами:

— К сожалению, — посетовал глава МВД, — еще не все знают, что в белорусской милиции идет реформа по сближению органов внутренних дел с населением. А сегодня каждый гражданин должен быть уверен, что в современной милиции его по–человечески встретят, внимательно выслушают и оперативно отреагируют на его беду...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter