Открытый формат

В Беларуси созданы все условия для того, чтобы иностранный партнер чувствовал себя комфортно, инвестируя в предприятия Министерства промышленности

В Беларуси созданы все условия для того, чтобы иностранный партнер чувствовал себя комфортно, инвестируя в предприятия Министерства промышленности

В преддверии VII Белорусского инвестиционного форума министр промышленности Беларуси Дмитрий КатериниЧ ответил на вопросы корреспондента “Народной газеты”

— Дмитрий Степанович, Минпром имеет определяющее значение для экономики страны, поэтому нашу беседу я хотел бы начать с глобальной темы. Представьте, пожалуйста, день сегодняшний белорусского экономического тяжеловеса и его завтрашнее видение.

—  Сегодня во главу угла Министерство промышленности ставит инновационное развитие, внедрение передовых технологий. На 172 предприятиях Минпрома, трудится порядка 220 тысяч человек. Объем промышленного производства подведомственных организаций составляет более 15,5 процента от общего объема промышленного производства по республике. При этом удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгрузки товаров достигает 44 процентов. Предприятия отрасли являются экспортно ориентированными — свыше 62 процентов выпускаемой продукции отправляется на экспорт более чем в 120 стран мира. Сальдо внешней торговли за восемь месяцев 2012 года составило 2,4 миллиарда долларов при темпе роста в 129,9 процента по отношению к соответствующему периоду 2011 года.

Теперь немного о завтрашнем дне. Главными задачами развития промышленного производства мы определили повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров. Решать эти задачи предполагается за счет внедрения в производство высокотехнологичных продуктов и разработок и использования имеющихся внутренних резервов: снижения ресурсоемкости, трансформации систем управления, совершенствования конструкций продукции и технологий производства.

В сельскохозяйственном машиностроении предусмотрены разработка и освоение выпуска сельскохозяйственной техники и оборудования высокого технического уровня путем построения унифицированных между собой модельных рядов машин разных классов производительности. Запланировано создание нового ряда зерно- и кормоуборочных комбайнов с улучшенными функциональными характеристиками, высокой энергоэффективностью, более экономичных и эргономично адаптированных к пользователю, с широким применением электрифицированных агрегатов. Самоходная техника будет оснащена приборами GPS-навигации, GSM-связью, что позволит использовать ее в системах точного земледелия и максимально адаптировать к требованиям целевых рынков сбыта.

В тракторостроении и коммунальном машиностроении основное внимание будет уделено освоению производства энергонасыщенных тракторов высокой мощности с двигателями не ниже уровня Тier 3В, прогрессивными энергосберегающими силовыми передачами, расширению модельного ряда малогабаритных тракторов, освоению производства их новой модификации с улучшенными дизайном и эксплуатационными характеристиками, а также нового поколения тракторной техники с электромеханической трансмиссией и современной бортовой электроникой.

Развитие производства машин и оборудования для горнодобывающей промышленности и разработки карьеров будет направлено на сохранение рыночных позиций отечественных производителей в условиях усиления конкуренции, путем обновления товарной номенклатуры и улучшения топливосберегающих характеристик, за счет создания нового поколения экономичной карьерной и горнодобывающей техники, освоения в производстве новых моделей карьерных самосвалов повышенной грузоподъемности и дизельтроллейвозов, создания техники для работы в условиях сверхглубоких карьеров, а также выпуска импортозамещающих высокопроизводительных образцов строительной и дорожно-строительной техники.
Решение проблемы повышения технического уровня выпускаемых машин и оборудования будет осуществляться также путем развития станкостроения — через расширение ассортимента выпускаемых станков с учетом спроса мирового рынка и перспективных направлений развития технологий металлообработки, разработку и освоение производства новых типов станкостроительной продукции с высокой точностью обработки.

В целях развития современных направлений технологий металлообработки предусматривается создание производств по выпуску наукоемкого станочного оборудования мирового уровня с адаптивными системами управления и применением лазерных технологий для увеличения точности обработки, а также оборудования для микроэлектронного производства.

В выпуске транспортных средств намечается разработка и освоение производства новых конкурентоспособных по ценовому фактору моделей автобусов, троллейбусов, автомобилей, соответствующих требованиям перспективных европейских экологических стандартов, имеющих повышенные уровень безопасности, тягово-динамические и топливосберегающие характеристики. Развитие автомобильной техники предусматривается по следующим основным направлениям: обновление модельного ряда магистральных автопоездов, освоение нового семейства автопоездов уровня Евро-5 и Евро-6; оснащение грузовых автомобилей гибридными силовыми установками; расширение модельного ряда прицепной техники (за счет создания и освоения специальных прицепов и полуприцепов для сельского хозяйства и строительной отрасли: прицепов-самосвалов, тракторных прицепов, полуприцепов-тяжеловозов, панелевозов).

Усилия смежных с автомобилестроением промышленных производств будут сконцентрированы на создании современных электронных и мехатронных систем для автомобильной техники.

Новым направлением в отечественном машиностроении должна стать организация производства современных автокомпонентов — комплектующих изделий для автотракторной и сельскохозяйственной техники.

Наиболее перспективными направлениями развития традиционного сектора в производстве электрооборудования являются: освоение новых видов масляных и сухих трансформаторов, сетевого оборудования; наращивание объемов и повышение качества кабельно-проводниковой продукции на основе технического переоснащения кабельных производств; создание качественно нового модельного ряда основной лифтовой продукции, расширение номенклатуры производимых изделий (до 25—30 процентов от общего объема) путем освоения производства грузоподъемной техники для строительных и медицинских организаций, подъемной техники для перемещения людей с ограниченными возможностями, освоения производства лифтов эконом- и бизнес-класса.

Продолжится развитие производства бытовой электротехники на основе использования технологий мирового уровня. Приоритетное развитие получит телевизионная техника с ориентацией на цифровое телевещание, намечается увеличение производства холодильников, морозильников и стиральных машин, обладающих низким энергопотреблением и современным дизайном, расширение модельного ряда и освоение выпуска принципиально новых видов кухонной бытовой техники.

В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий ставится задача увеличения выплавки стали до уровня в три миллиона тонн в год (в настоящее время 2,5 миллиона тонн). Для этого планируется реализация следующих направлений развития: модернизация действующих и создание новых производств в целях расширения сортамента выпускаемого металлопроката и стальных труб, улучшения качества выплавляемой стали; внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования для плавки, разливки металлов, формообразования; освоение технологий производства модифицированных литейных сплавов с использованием вторичных материально-сырьевых ресурсов, металлопроката и деталей с модификатором на основе нанопорошков.

 Министерство промышленности предлагает зарубежным партнерам принять участие в реализации целого ряда инвестиционных проектов:

  • “Создание специализированного совместного предприятия по производству железнодорожного и крупногабаритного литья”. Сумма капитальных затрат по проекту составляет 217 814,8 тысячи долларов (инициатор проекта — ОАО “Белорусский автомобильный завод”).
  • “Производство высокоточного, высокопрочного чугунного литья”. Сумма капитальных затрат по проекту составляет 144 886 тысяч долларов (инициатор проекта — ОАО “Минский моторный завод”).
  • “Техническое развитие роликосферического производства подшипников”. Сумма капитальных затрат по проекту — 73 390 тысяч долларов (инициатор проекта — ОАО “Минский подшипниковый завод”).
  • “Организация производства и реализация гусеничных тракторов”. Потребность в финансировании составляет 7700 тысяч долларов (инициатор проекта — ОАО “Мозырский машиностроительный завод”).
  • “Модернизация действующих производств путем внедрения современного оборудования и передовых технологий”. Сумма затрат составляет 12 534 тысячи долларов (инициатор — Борисовский завод агрегатов, основными видами выпускаемой продукции которого являются насосы масляные, водяные, фильтры, приводы, компрессоры и турбокомпрессоры).
  • “Производство коробок передач”. Объем затрат по проекту — 6163,4 тысячи долларов (инициатор — ОАО “Вистан”).
  • “Создание специализированного производства импортозамещающих компонентов для электронных систем управления гидроприводами мобильных машин”. Объем затрат по проекту составляет 4242 тысячи долларов (инициатор — ОАО “Измеритель”).
  • “Производство высокоточного вспомогательного инструмента для токарных станков с числовым программным управлением и обрабатывающих центров”. Потребность в финансировании — 2270 тысяч долларов (инициатор проекта — ОАО “Оршанский инструментальный завод”).
    Кроме того, в процессе разработки находятся такие масштабные инвестиционные проекты, как “Организация совместного производства грузоподъемных механизмов” (предусматривается освоение производства кранов опорных (подвесных) грузоподъемностью свыше 10 тонн на базе ОАО “Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования”), “Организация производства в Республике Беларусь электрических трансмиссий для карьерных самосвалов марки “БелАЗ”. Инициаторами данных проектов выступает ОАО “Белорусский автомобильный завод”.

— Министерство промышленности создает для потенциального инвестора самые благоприятные условия. Ведь инвестировать он будет в инновационную отрасль, чьи предприятия завоевали мировые рынки. Так, каждый третий в мире большегрузный автомобиль — белорусский БелАЗ, на всех континентах покоряют дороги МАЗы, один из самых высокотехнологичных в мире Белорусский металлургический завод... И этот список можно продолжать. Расскажите, пожалуйста, какие инновационные проекты реализуются в настоящее время?

— В целях стимулирования притока прямых иностранных инвестиций Президент и правительство Республики Беларусь приняли ряд нормативных актов, которые уточнили некоторые нормы и расширили перечень предоставляемых льгот и стимулов при осуществлении инвестиционной деятельности. Таким образом, созданы все условия для того, чтобы иностранный партнер чувствовал себя комфортно, инвестируя в организации Министерства промышленности. Сегодня мы реализуем более 100 инновационных проектов по созданию новых производств, реконструкции и модернизации действующих, из которых 34 вошли в Государственную инновационную программу, 70 — в Программу инновационного развития видов экономической деятельности Министерства промышленности Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Наиболее значимыми из них являются “Создание новых мощностей для производства карьерной и дорожно-строительной техники нового поколения (карьерный транспорт дизель-троллейвозного исполнения, карьерные самосвалы до 360 тонн, специальный транспорт для выполнения технологических работ, шарнирно-сочлененные самосвалы)” (проект реализует ОАО “Белорусский автомобильный завод”), “Создание современного производства главной пары и участка окраски элементов автомобилей” (ОАО “Минский автомобильный завод”), “Создание новых и модернизация действующих производств РУП “МТЗ” в 2009—2015 годах” (РУП “Минский тракторный завод”).

— Дмитрий Степанович,  не могу не затронуть вопрос о привлечении прямых иностранных инвестиций на чистой основе.

— Вы правы, одним из наиболее эффективных способов привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе является вывод предприятий Министерства промышленности на мировой фондовый рынок с последующим финансированием в форме дополнительных эмиссий их акций (IPO). Приток прямых иностранных инвестиций через IPO может увеличиться в десятки раз в сравнении с нынешними объемами. Тем более что мировой тренд по данному направлению имеет тенденцию к росту. Убежден, что распространение такой практики на организации Министерства промышленности станет весьма эффективным и перспективным направлением привлечения прямых иностранных инвестиций. По данному вектору Министерство промышленности проводит активную работу. Так, в настоящее время ведется подготовка к размещению акций дополнительного выпуска ОАО “БелАЗ”. Полученный опыт позволяет рассматривать вопрос о начале подготовки к проведению IPO в 2014—2015 годах таких промышленных предприятий, как РУП “МТЗ”, РУП “Гомсельмаш”, ОАО “БМЗ”, ОАО “Горизонт”, ОАО “БАТЭ”. Более того, данная позиция Министерства промышленности разделяется представителями Лондонской фондовой биржи. Листинг на международной фондовой бирже наряду с привлечением прямых иностранных инвестиций также позволит данным организациям интегрироваться в мировую экономику, существенно повысить свой статус на мировом уровне как публичной компании, увеличить объемы экспорта и, как следствие, дополнительно привлечь валютные ресурсы в экономику республики.

Резюмируя вышесказанное, хочу еще раз отметить, что в Беларуси созданы все условия для того, чтобы зарубежный партнер чувствовал себя комфортно, налаживая взаимовыгодное сотрудничество с организациями Министерства промышленности в области создания совместных производств с привлечением передовых технологий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter