Открытие страны

Его совершил 150 лет назад художник Дмитрий Струков

Его совершил 150 лет назад художник Дмитрий Струков


Прославленному художнику было поручено зарисовать памятники архитектуры и церковные реликвии, оставшиеся в Северо–Западном крае со времен Древней Руси. Струков от Вильно через Полоцк, Минск прошел по рекам и почтовым трактам весь восток и центр Белоруссии. Зарисовал десятки городов и сел, отыскал старинные книги, кресты, колокола, иконы и их также зафиксировал на бумаге. Большинство этих реликвий погибли в войнах и атеистических кампаниях следующего столетия. Но остался альбом рисунков Дмитрия Михайловича. С конца XIX века он хранится в библиотеке Вильнюсского университета.


И вот, наконец, спустя полтора столетия, уникальные акварели изданы «Беларускай энцыклапедыяй iмя Петруся Броўкi». Татьяна Белова, директор издательства, говорит о нем как о коллективном труде:


— Фолиант продолжил серию «Энциклопедия раритетов». Эта книга — международный проект с библиотекой Вильнюсского университета, литовскими энциклопедистами, Российской государственной библиотекой, где предоставили не только портрет Струкова, но и путевые заметки исследователя.


Все материалы обработала кандидат искусствоведения Ольга Баженова:


— Это была действительно научная экспедиция, — рассказывает она. — Дмитрий Михайлович зарисовывал и католические, и протестантские реликвии. Струков путешествовал по Белоруссии до 1867 года и оставил для потомков панораму мультикультурного наследия страны.


Струков встречался со столетними старожилами, которые помнили события XVIII века, когда на месте пустырей, частной застройки и костелов еще стояли православные храмы. Это было очень важное открытие. До 1860–х годов россияне представляли Белоруссию как «польскую окраину», бывшую провинцию Речи Посполитой. Даже в Минске на улицах кроме белорусской тогда звучала чаще польская, чем русская речь. И по сей день в историческом центре самые старые храмы католические. Кстати, главный из них — архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии Струков тоже зарисовал. Это одно из немногих зданий, которое со времен художника дошло до наших дней. Уцелела и запечатленная кистью Дмитрия Михайловича Екатерининская, или Свято–Петро–Павловская церковь. Уникальное свидетельство оставлено художником о посещении Спасо–Преображенской церкви в Полоцке: «В соборном храме ничего древнего не уцелело, исключая крест, принадлежащий Святой Евфросинии, находящийся на хорах в помещении бывшей келии преподобной княгини». То есть Дмитрий Михайлович видел оригинал реликвии! Но его замечание о том, что больше ничего «не уцелело», в наши дни опровергли реставраторы, раскрывшие фрески XII века. Дмитрий Сарабьянов, главный искусствовед межобластного научно–реставрационного художественного управления Министерства культуры России, руководящий бригадой реставраторов, сообщил об очередной сенсации:


— Раскрыты изображения первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В этом не было бы ничего необычного, если бы не время их изображения — XII век, спустя немногим более столетия после канонизации. До настоящего времени самые ранние изображения святых братьев датировались XIII столетием. А напротив выявлена фреска с ликом святого мученика князя Вацлава, глубоко почитаемого в Чехии. Его образов в православных храмах немного, а в полоцком Спасо–Преображенском соборе — единственный на территории России, Украины и Беларуси.


DOLCEVITYA@GMAIL.COM


МИНСК — ПОЛОЦК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter