Открыть бы запертую дверь…
14.04.2006
Артист Русского театра Александр Жданович, он же ведущий «Калыханкi» Малеваныч на БТ, поставил моноспектакль
Конечно, обидно, что слава Малеваныча затмила на определенный момент то, что в муках рождалось в театре. Популярность – вещь коварная. Не знаешь заранее, когда и откуда она придет и почему уходит. Долгое время Жданович ходит в молодых артистах, легко справляясь со сложными пластическими задачами, которые не под силу некоторым артистам его возраста. Но вот наконец в театре появилась действительно молодая смена, и артист стал ждать выстраданные годами роли. Чтобы не массовка, не ввод, не на подхвате, а полноценная работа.
Ожидание затянулось, и тогда артист сам решил формировать обстоятельства. На днях на Малой сцене Национального русского театра им. М. Горького состоялась премьера моноспектакля «Преследователь». Автор спектакля, сценограф и исполнитель Александр Жданович. Судя по собравшимся, все коллеги и друзья решили поддержать его в этом начинании.
Сначала толчок дала повесть Х. Кортасара, потом к ней присоединились мотивы «Моцарта и Сальери» пушкина. Нетрудно понять, что поводом для душевного разговора со зрителем стала тема музыканта, точнее, дуэль таланта и ремесла. Как говорит автор, «самого важного глазами не увидишь» и должно произойти нечто такое, что неожиданно и по-новому откроет тебя людям.
Высокий, худой, гибкий, чуть не дотянувший по возрасту до Дон Кихота, великого романтика-мечтателя, Александр Жданович размышляет пусть не над новой, но вечной проблемой: в чем истинная сила искусства и почему фантазия слаще, упоительнее, чем окружающая жизнь?
Музыкальный критик Бруно написал книгу о творчестве саксофониста по имени Джони. Жданович поочередно становится то на сторону одного, то на сторону другого. Его задача сформулирована когда-то Пушкиным: «поверить алгебру гармонией» или «гармонию алгеброй». Все зависит от точки зрения. Художник и его почитатель всегда оказываются в подобной ситуации. Одному дано создавать искусство. Другому — это толковать. Но при этом они запросто могут поменяться ролями и местами. Вдохновение сочетается с техническим мастерством. Музыкант не может потрясать только силой таланта. Но и критик в своем исследовании способен сотворить легенду, сказку, миф.
Масштабы великого и малого созданы в оформлении спектакля. Когда Джони, играя, чувствует себя чуть ли не Богом, черный стол и белый стул становятся детскими игрушками. Когда Бруно ищет слова для своей книги, все реально и мучительно, не поддается полету: стол тяжел, стул не сдвинешь с места. Два разных мира и двух непохожих персонажей играет Александр Жданович. Музыкант умирает. Критик заканчивает свою книгу некрологом. Но остается вопрос, мучивший их обоих.
Истинный талант редко бывает доволен собой. Нет предела совершенству. Проходит время, и ты снова стоишь перед запертой дверью. В спектакле она закрыта накрепко, но моментами чудный свет льется оттуда, из недоступного мира. И герой говорит самые важные слова: «Всю свою жизнь своей музыкой я пытался открыть эту дверь, хоть немного, хоть щелку…»
Актер Александр Жданович тоже захотел открыть дверь в своем творчестве. Судя по реакции зрителей, это ему удалось. Он предстал совсем не таким, каким его знают и привыкли видеть. Этот спектакль не для всех. Он приглашает к трудному и откровенному разговору. В течение спектакля ни разу не вспыхивает смех. И так непросто понять мысль автора, что бессмертие художника — в верности своему призванию.
На чистом холсте появилась новая картина. Хочется, чтобы у артиста нашлось побольше единомышленников.