Откроют ли ящик Пандоры?

Или «революция» как способ расчленения государства

Или «революция» как способ расчленения государства

В конце прошлого месяца Совет Безопасности ООН санкционировал международные переговоры об определении будущего статуса Косова. Хотя формально эта бывшая югославская провинция остается частью Сербии и Черногории, фактически Косово стало международным протекторатом.

Но даже после того, как в 1999 году там разместились международные миротворческие силы, в Косове не только не прекратились, а даже возросли преступления на этнической почве, торговля оружием и людьми, наркотрафик. Сегодня подавляющее большинство сербов изгнано из Косова, их дома захвачены албанцами, храмы и монастыри, в том числе уникальные памятники культуры XI—XIV веков, сожжены и разрушены. В Приштине, где до агрессии НАТО сербы составляли более 40 процентов населения, сейчас выжили всех. А в тех местах, где сербы еще остались, они живут фактически в блокаде, под охраной миротворцев, что отнюдь не обеспечивает им безопасность. Везде в крае хозяйничают албанцы, и препятствовать им никто не собирается. Во многом это объясняется и тем, что сепаратисты имеют огромное влияние на властвующие элиты в Европе и США.

Доклад ооновского спецпредставителя Кай Эйде о ситуации, сложившейся в Косове, и его предложение приступить к немедленному обсуждению будущего статуса края, а также заявление генсека ООН Кофи Аннана о скором начале таких переговоров только подстегнули лидеров косовских албанцев к «окончательному решению этой проблемы». Уже в ближайшее время парламент Косова, подавляющее большинство в котором составляют албанцы, выразив «непреклонную волю населения», намерен принять «декларацию независимости». В этом документе он требует от ООН и других международных организаций незамедлительно признать «суверенное государство Косово».

Выступивший на заседании СБ ООН лидер «бархатной» революции в Югославии, а теперь премьер-министр Сербии Воислав Коштуница, пообещав албанцам еще более широкую автономию, похоже, запоздало отметил, что «расчленение демократического государства и изменение против его воли международно признанных границ даже не должно рассматриваться. Это стало бы беспрецедентным случаем в международном праве и имело бы тяжелые долгосрочные последствия для мирового порядка. Ведь после этого любая группа граждан любой страны, следуя данному примеру, станет сообразовывать свои действия с тем, что предшествовало косовской «независимости».

Еще более конкретно ска-

зал об этом председатель скупщины (парламента) Сербии и Черногории Зоран Шами: «При решении проблемы Косова нельзя применять политику двойных стандартов. И если решение навяжут извне, а этого я не могу исключить, будет открыт ящик Пандоры. Тогда мы получим еще как минимум 20 независимых государств в Европе, поскольку пересмотр границ на континенте – очень опасное дело. Особенно на Балканах». Вольное или невольное поощрение сепаратизма опасно не только для продолжающей оставаться «этнической бомбой» бывшей Югославии, но и для целого ряда стран благополучного Запада, той же Италии, Испании, Франции, Англии, не говоря уже о странах Восточной Европы. Действительно, почему то, что позволено косовским албанцам, может быть недопустимо для всех прочих сепаратистов?!

Тем не менее Запад настойчиво предлагает ускорить переговорный процесс «по Косову», подчеркивая, что «не только Приштина и Белград, но и все соседние государства нуждаются в ясности относительно Косова». Никто насчет «ясности» не возражает. Но, как заметил спецпосланник генсека ООН Кай Эйде, «удобного момента для этого не будет никогда», поскольку «основополагающие позиции сторон остаются диаметрально противоположными».

Но, подчиняясь давлению Запада, он тоже вынужден идти на «компромиссы» с сепаратистами и уже заявляет, что дальнейшая передача полномочий албанцам в области безопасности должна происходить «с большой осторожностью», а присутствие международной полиции в Косове необходимо сохранить еще на несколько лет. Что это в результате даст, нетрудно догадаться. Косовский край, колыбель православной Сербии, де-юре отделится от этого государства. Европа, вопящая об исламском фундаментализме, получает у себя еще одну мусульманскую страну. Ящик Пандоры будет открыт. Думали ли об этом сербы, безрассудно пошедшие в конце 90-х годов за своими сладкоголосыми «революционерами», обещающими им мир и свободу «в каждом доме», вряд ли кого уже будет интересовать. Дома эти давно уже заняты пришлыми албанцами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter