Откровенно о главном

Отвечая более четырех часов на вопросы журналистов СМИ России, Президент Беларуси затронул практически все аспекты белорусско-российских отношений

Отвечая более четырех часов на вопросы журналистов СМИ России, Президент Беларуси, Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства Александр Григорьевич Лукашенко затронул практически все аспекты белорусско-российских отношений

Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать, – актуальность этой давно избитой истины журналисты понимают лучше кого бы то ни было. Потому что личные впечатления не под силу заменить ни одному самому подробному релизу. И потому творческие взаимные вояжи белорусских и российских журналистов за годы существования Союзного государства стали традиционным явлением. На этой неделе юбилейный, десятый пресс-тур, ставший фактически первым после того, как реально заработал Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, собрал в Беларуси около ста российских и союзных журналистов и политологов, представляющих восемь десятков СМИ из 48 субъектов всех федеральных округов России. Общий тираж представленных печатных изданий составил почти 3 млн экземпляров, а потенциальные радио- и телеаудитории, с учетом ряда федеральных СМИ, насчитывают более 130 млн человек. Заключительным и самым ярким аккордом мероприятия стала пресс-конференция главы белорусского государства.

Татьяна ЗЕМЛЯНСКИХ, главный редактор газеты «Союзное вече» (Москва):

– Хотела бы обратиться к теме парламентского измерения нашего Союза. Двадцать лет существовала – и существует – модель разноскоростной и разноуровневой интеграции. Но Союзное государство оказалось на самом высоком уровне – и существование нашей межпарламентской газеты это подтверждает. Но сейчас в российских и белорусских элитах поговаривают о замене союзных структур новыми евразийскими, в том числе прорабатывается вопрос о парламентском измерении евразийской интеграции.
Как вы считаете, готовы ли наши партнеры к этому ускорению, и если да, то кто они – наши потенциальные партнеры? И как в этом случае объяснить позицию Казахстана, который на недавнем заседании рабочей группы по выработке этого парламентского измерения заявил о преждевременности такого подхода?

– Наконец-то мы сможем заставить Россию и Казахстан высказаться по этому вопросу определенно. Хватит уже нам бежать впереди планеты всей! А то как только где-то какая-нибудь закавыка – давай, Лукашенко, говори и предлагай. А я сейчас просто наблюдаю. Пусть гиганты – Россия и Казахстан – определятся, будет у нас парламент или нет. А то шли-шли, натолкнулись на препятствие – и все?

В Союзном государстве у нас было много таких препятствий, и мы с Ельциным и нашими командами их преодолевали. Договаривались, как бы ни было сложно. Все это должен пройти и Евразийский союз. У нас есть Парламентское Собрание Союза, есть Высший Госсовет, союзный Совмин. И если мы думаем продвинуть интеграцию в евразийской плоскости, надо хотя бы аналогичные органы создать. Давайте попробуем это создать – но как только мы натолкнулись на эту проблему, решения пока нет.

Как только Казахстан согласится, мы никуда не денемся. Но процесс это будет трудным. Здесь должен быть не только взаимный учет интересов, но и движение навстречу: Россия должна пойти навстречу нам и Казахстану…

Мы, конечно же, будем идти тем же путем, как мы шли, строя Союз Беларуси и России. У нас есть опыт, у нас есть знания, мы практически это делаем. Сложнее будет Казахстану. Но хочу определенно сказать: в нас проблемы не будет!

Александр ШАРОВ, главный редактор журнала «Российская Федерация сегодня»:

– Хотелось бы расширить тему вашего видения будущего Евразийского союза. А также поинтересоваться, какие все-таки перспективы есть у Конституционного акта Союзного государства?

– Мы не объявили людям тех целей, которых хотим достичь. Несколько, наверное, у нас и разные понимания этих целей. Мы, допустим, в свое время пошли на очень радикальные предложения, основанные на принятии Конституционного акта. Я полагаю, что в те времена Российская Федерация, руководство, а может быть, и элиты были не готовы к такому развитию событий. Хотя юридически четко было определено даже то, в какие сроки мы должны провести референдум по нашей совместной Конституции. И мы этот процесс одобряли. Но нам неожиданно предложили вместо референдума ввести единую валюту. И этой единой валютой должен быть российский рубль. Но все это не страшно бы было. Однако потом нам предложили, что эмиссионный центр будет исключительно один – в Российской Федерации, а всю политику будет определять российский Центробанк. Но и это, может быть, было бы не страшно – но почему только о валюте речь идет? Ведь для создания такого единого государственного объединения нужно рассматривать все направления: начиная от деятельности единых экономических институтов до политических органов власти. Все должно быть в Конституции: и единая денежная система, и финансово-экономическая политика, и политические органы власти, и прочее, и прочее. Если бы мы приняли эту Конституцию, как договорились, на референдумах, тогда бы не встал вопрос и о единой валюте, и о других вопросах. Но вот тогда произошел некий слом этого движения. Правильного движения, которое уже договором было оформлено.

Сегодня мы остановились на том, что имеем, и пытаемся решить конкретные вопросы, которые возникают в жизни наших народов и наших государств. Идет какая-то шлифовка, но нет радикального движения вперед. Я бы остановился на этом и не стал углубляться. Это очень многогранная проблема.

Валерий КАЧИН, главный редактор газеты «Кузбасс»:

– Как вы считаете, вступление России во Всемирную торговую организацию повлияет ли как-то на наши двусторонние и союзные отношения?

– Вы знаете, что ВТО – это не столько экономическая, сколько политическая сегодня организация. Мы вели переговоры – Беларусь, Казахстан, Россия. Мы очень аккуратно ведем свою политику и анализируем ситуацию, которая складывается в нашей России в этой части. Когда Россия вступала в ВТО, мы не препятствовали ни по одному вопросу. И во всем, о чем меня просило и наше правительство, мы пошли навстречу России. Мы получили глобальный кризис белорусской финансово-экономической системы, когда в прошлом году ввели заградительные пошлины на ввоз иномарок. Mы очень дорого заплатили за Единое экономическое пространство. Кстати, в России и премьер, и президент нынешний это признают и отдают должное Беларуси.

Но Россия вступила в ВТО. И, конечно же, хотим мы этого или нет, нам надо привыкать не просто работать, а, видимо, сражаться в этих условиях. Мы полны решимости это выдержать. У нас много было испытаний на нашем веку, но мы их выдержали. И мы всегда на переговорах с российским руководством напоминаем о том, что Россия ни в коем случае не должна на этом пути бросать Беларусь. Такие были заверения и обещания. Мы получаем положительные ответы. Как будет дальше? Поживем – увидим.

Владимир БЕЗЯЕВ, комментатор отдела тематических программ ГРК «Радио России»:

– На что рассчитываете вы как Президент Республики Беларусь в своем видении будущего Союзного государства?

– Надо сегодня определиться: если мы имеем возможность глубинно действовать по направлению ЕЭП и Евразийского союза, то надо его доводить до уровня Союзного государства. В полном смысле – убирая границы, визы и прочее, как у нас с россиянами, и идти дальше. Наверное, до 2015 года, когда мы поставили перед собой задачу – создать этот союз. Евразийский фактически союз.

Поэтому до 2015 года, скорее всего, мы сконцентрируем на этом внимание и будем решать конкретные вопросы Союза Беларуси и России. Я убежден: никто не может опередить Беларусь и Россию, эти два государства, в интеграции. По многим-многим причинам: и экономическим, и политическим, и историческим, и перспективным, и так далее. Надо садиться вместе и думать, в каком направлении мы будем двигаться, основываясь на фундаментальных принципах равенства. Не бывает больших и малых народов. Народы должны быть равноправны, особенно при строительстве союза. Союзы не могут быть долговечными, если они построены не на взаимоуважении и не на равноправной основе. Не бывает таких союзов, не было в мире. И строительство союза основано должно быть только на этом.

Но это не значит, что Лукашенко равноправие понимает как «все вместе собрать и поделить поровну». Господь с вами! Беларусь захлебнется, ей столько не надо. Не об этом речь. Россия и Беларусь должны и будут иметь абсолютно равные условия для функционирования народнохозяйственного комплекса, если брать экономику. Еще раз подчеркиваю: я не требую и не говорю о том, что вы должны нам что-то там бесплатно. Мы сегодня в Венесуэле добываем природный газ и нефть, а в России – нет. А почему? У нас был такой принципиальный разговор с вашим руководством. Вот вы хотите у нас участвовать в приватизации. Мы не против. Хотите купить нефтеперерабатывающие заводы. Если я на это пойду, мне мало не покажется. Но есть хороший вариант: мы вам отдаем нефтеперерабатывающие заводы – перерабатывайте свою нефть, и мы будем свою там перерабатывать. А вы, пожалуйста, дайте нам возможность добывать самим, как иностранцы, американцы и другие. Дайте возможность добывать природный газ. Так нет! А почему? Мы вам – заводы, вы нам – возможность. Не нефть, а возможность на условиях, которые приняты в России для иностранцев, добывать эту нефть. Ответьте вы мне на вопрос: почему не соглашаются? Ответа нет. Поэтому о каких условиях сейчас можно говорить, что они абсолютно равны?

Алексей СОЛОВЬЕВ, заместитель главного редактора газеты «Коммуна» (Воронеж):

– Россия в последние годы стала одним из крупнейших мировых экспортеров зерна. В Беларуси же ставка сделана на экспорт высокорентабельной конечной продукции, что позволяет получить несоизмеримо большие прибыли. Как вам удалось переориентировать свое сельское хозяйство на столь высокий уровень производительности и качества продукции?

– Мы пошли по пути создания крупнотоварного сельскохозяйственного производства. И за счет этого мы выиграли, нам сейчас даже западники завидуют. Нормой высокоразвитого государства считается производство тонны зерна на человека. Мы сегодня производим больше на 10–15 процентов. А ведь хлеб – это не только хлеб, который мы едим, это и сырье для производства молока, мяса и так далее.

Нас ситуация заставила, мы начали развивать свое сельское хозяйство. Но самое узкое место, как ни странно, для Беларуси было в том, что у нас не было чем обрабатывать землю. Техника, которую производили, была негодная. Тогда было принято решение: мы селу подготовили и выдали от плуга до комбайна. Тяжелейший был проект. На меня кричали, что за два-три года сделать комбайн – так только Сталин в войну заставлял оружие новое делать. Но выхода другого не было, мы начали производить свои комбайны. И за три года мы сделали две марки комбайнов, а сейчас уже десяток модификаций. Главное – надо было решить техническую проблему.

Дали человеку технику, он вспахал землю, посеял хлеб. Наука выдала свои новые районированные сорта. И мы вышли на нынешние объемы. Но мы эти объемы не экспортировали, мы создавали животноводство. Это же просто – произвести зерно и его завтра продать за границу. А кормить народ чем будешь? Надо молоко, надо мясо. А зерно – это главный корм для скота. Почему мы увеличиваем и сейчас зерно? Потому что у нас животноводство очень развито. Мы не развалили сельскохозяйственную науку. Это нас и спасает. И сегодня этот опыт передаем и россиянам.

Алексей СНЕГИРЕВ, главный редактор газеты «Красный Север» (Ямало-Ненецкий автономный округ):

– Нехватка профессиональных и высококвалифицированных кадров актуальна для многих стран мира. Побывав в столице и регионах Беларуси, посетив немало производственных и иных организаций вашей страны, я заметил, что многие руководители в Беларуси – почтенного возраста. Такова ваша принципиальная позиция или это свидетельство нехватки кадров в стране? И есть ли в Беларуси кадровый резерв?

– Резерв у нас есть на каждую должность. Кадрами в Беларуси занимается Администрация Президента. Есть человек – есть успех. Если толковый руководитель – считай, что и предприятия будут работать. Поэтому очень большое внимание уделяем этому вопросу. У нас есть Кадровый реестр Президента, в котором более 900 человек. Президент держит под контролем ключевые должности во власти и в экономике. Назначенный и согласованный к назначению человек получает и определенный «иммунитет» от главы государства – его освободить можно только по согласованию с президентом, на него не «наедешь», не «накатишь». То есть у нас своя система кадрового назначения наверху, так же у губернаторов и так далее. Она, может, кому-то не нравится, но она есть. Если вам нужна эта система, мы можем вам ее показать, рассказать, как она функционирует.

Что касается стариков и молодых – нужен профессионал, и не важно, сколько ему лет. А также здоровый человек. И который сам бы пошел на тот участок, который ты ему предлагаешь. Значит, будет с желанием работать… А если еще по-хорошему амбициозный человек, он будет стремиться не только показать результат, но занять более достойную должность.

Юрий ГРОЕРОВ, первый заместитель председателя ТРО Союзного государства:

– В достаточно ли полной мере используется потенциал Союзного государства при выстраивании межмидовского взаимодействия Беларуси и России?

– Я всегда в пример ставлю сотрудничество внешнеполитических ведомств: Макея и Лаврова, раньше Мартынова и Лаврова. Почти никогда не было проблем во взаимной поддержке. Хотелось бы, чтобы так было всегда.

Сейчас этот процесс находится на достаточно высоком уровне по сравнению с тем, что было когда-то. Это когда мы поняли, я уже говорил, что друзей у нас, к сожалению, немного, конкуренция очень сильная, и мы поняли, что никому мы не нужны. И если мы будем порой в этой жесткой борьбе спиной друг к другу стоять и отбиваться или наступать вместе, успех будет определенный. Оборонное и внешнеполитическое ведомства – их мы всегда ставим, как образец для сотрудничества других ведомств.

Виктор РЕШЕТЕНЬ, собственный корреспондент газеты «Красноярский рабочий»:

– Хотел бы обратить ваше внимание на условия реализации белорусской сельхозтехники в лизинг в нашем регионе. Дело в том, что в Красноярском крае лизинговая схема заключения договоров действует на пять лет, в то время как белорусская – на три года. Из-за этого белорусская сторона теряет рынок в Сибири и уступает его иностранным компаниям, предлагающим более выгодные лизинговые условия, считают в России.

– Критика принимается. Я попрошу Администрацию Президента проанализировать этот вопрос. Надо чем-то и жертвовать на рынке. Нам необходимо изучить возможности создания совместного производства белорусских комбайнов в Красноярске на базе завода, где производят российскую сельхозтехнику марки «Енисей». В Сибири можно создать совместное предприятие по аналогии с тем, что действует в Кузбассе, где собирают карьерные самосвалы «БелАЗ». Беларуси выгоден такой проект, так как это позволит получить дополнительный рынок сбыта в российском регионе, для российской же стороны здесь выгода в виде новых рабочих мест, налогов в бюджет.

Надежда КОЛОСОВА, руководитель радиопрограмм ТРК «Дальневосточная»:

– Как бы вы отнеслись к перспективе возрождения советской традиции переселения соотечественников на Дальний Восток?

– Мы не препятствуем этому. Но если я скажу, что с легкостью к этому отношусь, я немножко слукавлю. Хорошие специалисты и здесь нужны. Но если надо и если этот процесс приобретет какую-то управляемую систему и характер, мы готовы над этим подумать. Ну что плохого, если тысяча-две поедут работать? Нет проблем, но надо сесть, подумать, подготовить, а потом предложить людям.

Я не исключаю, что если человек захочет и поедет в Хабаровск, в этом плохого ничего нет. По крайней мере, и в экономике, и в торговле мы можем опереться на этих людей. Это же тоже так.

Людмила СОКОЛОВА, заместитель главного редактора газеты «Новгород»:

– Какую долю стоимости жилищно-коммунальных услуг оплачивают сегодня жители Беларуси и будет ли она меняться в будущем?

– Мы несем  70 процентов дотационных расходов по жилищно-коммунальным услугам. К сожалению, население в среднем оплачивает только 30 процентов. Это копейки по сравнению с теми затратами, чтобы сегодня капитально отремонтировать дом. Люди этого понимать не хотят. А мы не везде успеваем. Поэтому и у нас есть проблемы. Но, по большому счету, мы людей не бросили на откуп каким-то там управляющим компаниям или частным структурам. И я считаю так: пока мы не найдем достойной замены этим структурам, мы на это не пойдем. Это я знаю точно как Президент. Мы на это не пойдем. Зачем ломать худо-бедно живущее старое, если не создали лучшего нового?

Нина БАТАЛОВА, обозреватель газеты «Московская правда»:

– Каково сегодня состояние взаимоотношений Беларуси с российской столицей?

– Очень уж тяжело пробиваться в Москву сегодня – в силу субъективных причин. Мы, конечно, не уходим из Москвы, с новым ее руководителем, господином Собяниным, установили очень хорошие отношения. Мы знаем друг друга давно. Я не скажу, чтобы москвичи отмахнулись от какой-то проблемы, которую я перед ними ставил. Но и хотелось, чтобы более тесно шло сотрудничество областей с округами. Потому что до моего визита в Москву и разговора с Собяниным у нас было оно почти свернуто. А сейчас возрождается. И наши губернаторы – частые гости там.

Думаю, мы восстановим те отношения, которые были с Юрием Михайловичем Лужковым. Мы не только их восстановим, но и на качественно новой основе это сделаем, чтобы они были системными. К этому мы идем.

Владимир КОБЯКИН, заведующий отделом газеты «Наше время» (Ростов-на-Дону):

– Много говорят про взаимоотношения «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша». В каком состоянии сотрудничество двух этих гигантов в сфере производства сельскохозяйственной техники сегодня?

– Мы в правительстве вопрос этот проработали. Мне постоянно говорят: вот белорусы не хотят, чтобы российский капитал участвовал в инвестировании, читай – приватизации белорусских предприятий. Но я говорю: вы же не хотите, чтобы мы почти разрушавшееся предприятие, отстающее, по крайней мере, «Ростсельмаш» купили. Мы об этом заявили. И мы там бы производили вместе с вами лучшую технику. Что-то от вас взяли, что-то взяли от нас. И мы бы были конкурентоспособны. А если боятся, что мы их скупим и еще что-то с ними сделаем, – зря. Мы люди обязательные. Это делается на уровне государства, а не частника. Мы опережаем «Ростсельмаш». Мы только добавить можем за счет «Ростсельмаша» рынки, договоренности и прочее. И вот в этой махине ВТО нам легче будет противостоять на рынках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter