Некоторые подробности интервью Дмитрия Киселева с Александром Лукашенко

Откровенно и решительно

Во вторник Президент Беларуси дал интервью генеральному директору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. У этого интервью, как позже особо подчеркнул в общении с белорусскими коллегами известный российский журналист, есть один важный подтекст. Оно позволяет глубже понять не только логику действий самого Александра Лукашенко, но и белорусского народа, когда он поддерживает Президента

Среди поднятых тем — двусторонние отношения Беларуси и РФ, интеграция в рамках Союзного государства, конституционная реформа. Не могли не коснуться и, пожалуй, одних из самых обсуждаемых не только в наших странах, но и во всем мире вопросов: кризис с беженцами и подходы Евросоюза к нашей стране. Александр Лукашенко был, как всегда, искренен и откровенен:


— На шею набросили петлю, зажимают и говорят: защищай меня. Я честно им заявил об этом в самом начале: ребята, вы пошли на обострение отношений. Вы нас обвиняете в этом самолете и прочее, и прочее. Хотя ни одного факта на столе нет. Вы начали удушение Беларуси.

«Человеческое открытие»

Как известно, спрос на интервью с Президентом Беларуси — огромный. Поговорить с Главой нашего государства желают более четырех десятков изданий со всего мира. Беседа Дмитрия Киселева с Александром Лукашенко длилась два с половиной часа. По ее завершении российский журналист отметил: разговор был напряженным, однако с очень хорошей драматургией, абсолютно искренним, после которого есть ощущение хорошо проделанной — общей — работы.

— Президент Беларуси был расположен, не попросил вопросы заранее, никак не лимитировал меня во времени. Он погружался в историю, говорил о будущем, высказывал нелицеприятные вещи в отношении Запада. Я задавал вопросы, как мне показалось, достаточно сложные и те, которые могут даже вызвать некоторое раздражение у Президента. Я пошел на этот риск, но тем не менее делал это доброжелательно. И Президент тоже отвечал очень доброжелательно, исчерпывающе — даже больше, чем я мог на это рассчитывать, — поделился впечатлениями интервьюер. 

Александру Лукашенко как собеседнику Дмитрий Киселев дал следующую характеристику. Дескать, для него он — «человеческое открытие»:
— Для меня была откровением та решительность, с которой Лукашенко готов отстаивать созданное им государство. Фактически он — основатель государства Беларусь, другого основателя здесь нет и невозможно себе представить. 
Та бескомпромиссность, с которой он готов отстаивать национальные интересы, с которой он предан отношениям с Россией, с Путиным. Та глубина, с которой он понимает и Европу, и вообще мир человеческой цивилизации. 

Планы реагирования

Интервью изобиловало острыми вопросами на злобу дня. Одна из тем, например, касалась усиления позиций ­НАТО на западных рубежах Союзного государства. Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг пару недель назад на конференции NАТО Talk 2021 в Берлине заявил, что если, мол, Германия откажется от размещения американского ядерного оружия на своей территории, то его перевезут восточнее, в частности в Польшу. Что по этому поводу думает Президент Беларуси? 


Александр Лукашенко невозмутимо ответил:

— Тогда я предложу Путину вернуть ядерное оружие в Беларусь. 

— Какое ядерное оружие? — осторожно попытался уточнить журналист.

— Мы договоримся какое, — спокойно и уверенно заметил белорусский лидер. И добавил: — То ядерное оружие, которое будет наиболее эффективно при таком соприкосновении. Я же не зря сказал: мы на территории Беларуси к этому готовы. Я как рачительный хозяин ничего не разрушил, все «сараи» стоят на месте (речь об инфраструктуре для ядерного оружия, оставшейся со времен ­СССР. — Прим. ред.). 

Президент заявил, что на фоне учений ­НАТО в соседних странах он вынужден иметь планы реагирования: 

— Они начали эти маневры в Польше, Латвии, Литве и Украине. Что должен я делать как Главнокомандующий? Я не должен идти на провокации, поддаться на эти, но я-то должен предвидеть, что произойдет, чтобы не получилось, как в 1941 году. Сталин всем говорил: не поддаваться на провокации, не поддаваться, сигналы шли из Кремля, а тут уже война фактически начиналась. 
Поэтому я вынужден иметь планы и подразделения, части белорусской армии, которые будут реагировать на любую попытку здесь создать конфликт, на границе Прибалтики, Польши и Украины. 
К сожалению, они побежали впереди даже войск ­НАТО, украинцы. Ну как обычно. Небо закрыли раньше, чем Евросоюз и американцы для белорусских перелетов самолетов. Точно так и здесь.

Беженцы. Следствие и последствия

На первых полосах ведущих мировых СМИ — обстановка на польской границе. О том, что там происходит, Александр Лукашенко, как всегда, высказался подробно, с деталями. Как, впрочем, и о предпосылках кризиса. Говорил о разрыве европейцами важного в этом плане договора о реадмиссии:

— Я прямо заявил: ну что ж, вы разорвали этот договор, перестали сотрудничать с нами и разговаривать по вопросам границы, ну и Господь с вами, ваши проблемы. Но я вас больше защищать так, как в прошлом году, не буду. Они же это все слышат, и организаторы.

Дмитрий Киселев уточнил: а в чем был смысл этого договора? Мы-то, белорусы, знаем, а российской аудитории узнать это еще предстоит. Александр Лукашенко пояснил российскому интервьюеру, что в соответствии с ним Беларусь должна была забирать попавших в ЕС через ее территорию мигрантов и размещать у себя в специальных лагерях:

— Лагеря должны были они построить, и они начали строить, а потом прекратили…

— Они разорвали этот договор? — вступил в беседу Дмитрий Киселев.


— Первыми! И не хотят обсуждать сейчас эту тему. Когда мы с Президентом Путиным об истоках говорили, я ему сказал, что отсюда все началось.

Представители «демократического Евросоюза» тем не менее считают (искренне или самоуверенно): именно Беларусь должна заняться репатриацией беженцев. Это мнение озвучила Александру Лукашенко во время телефонного разговора канцлер ФРГ Ангела Меркель:

— Я говорю: знаете, Ангела, такими жесткими словами давайте не будем даже говорить. 
Это значит — хватай отсюда и вывози силой. Я ей сразу сказал, в конце уже, дважды повторил: я буду стараться решить эту проблему до Нового года, потому что она нам не нужна. Люди болтаются то в Минске, в Гродно и прочее. Знаете, как реагирует население. Мы будем просить этих людей, которые законно у нас находятся по туристической визе в гостинице и прочее, чтобы они вернулись обратно, потому что гуманитарного коридора не будет. И я уже больше тысячи вернул их в Ирак.
— За свой счет их вернули? — уточнил Дмитрий Киселев.

Глава государства ответил, что эвакуационные рейсы были оплачены Ираком. Расходы понесла и наша страна — затратила на содержание беженцев (по данным недельной давности) 12,5 миллиона долларов. 

— Сейчас это будет в два раза больше, — заявил Александр Лукашенко.

— То есть весь уход, кормежка, обогрев, лечение?.. — спросил Дмитрий Киселев.

— Абсолютно, — подтвердил Президент. — Возовцы — Всемирная организация здравоохранения — прислала некие там чулки, прокладки, памперсы или еще что-то такое.

Крым: де-факто и де-юре

В интервью зашла речь и о статусе Крыма. На соответствующий вопрос Дмитрия Киселева Александр Лукашенко заявил:
— Крым де-факто — это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским.
Белорусский лидер также рассказал о намерении посетить полуостров, о чем он договорился с Владимиром Путиным во время визита в Сочи и совместной прогулки на катере по Черному морю. При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что имеет «полнейшее право» на посещение Крыма, чей бы он ни был и под чьим бы протекторатом, руководством ни находился.

— Это и мой Крым, — сказал Глава государства, отметив, что впервые он побывал на море именно в Крыму, когда у него был еще только один старший сын.

По словам Александра Лукашенко, Владимир Путин предложил ему вместе махнуть в Крым:

— Так было и сказано. Когда мы на катере с ним, на шхуне «болтались» в Черном море. Я говорю: ну показал бы Крым. Он: нет вопросов. Только, говорю, давай на самолете, а не на этой лодке, потому что, оказывается, сутки надо «топать» на этой шхуне.

Президент отметил, что хотел бы начать такую поездку с посещения Севастополя. При этом, по словам Александра Лукашенко, сам факт его приезда в Крым будет означать признание полуострова частью России:
— Если Президент уже туда приехал с Президентом России — слушайте, какие еще могут быть признания? Ни для меня, ни для Путина это не секрет. И более того, это просто какой-то вопрос, которого не существует. Между мною и Путиным такого вопроса нет.

Мало не покажется!

Российский журналист честно признается: беседы при всем этом ему не хватило. Итак, где смотреть, читать и слушать все остальное? Дмитрий Киселев анонсирует: «Мало не покажется». Полную версию (а разговор состоял из пяти блоков) телезрители увидят на канале «Россия 24». Впрочем, международное информационное агентство «Россия сегодня» на то и один из крупнейших в России медиахолдингов, чтобы не останавливаться только на телеэфире. 

— Фрагмент интервью будет показан в «Вестях недели» в ближайшем выпуске, — поделился графиком выхода российский журналист. — Что касается агентства: оно будет вывешено на РИА «Новости». РИА «Новости» — это самый популярный ресурс в русском интернете, туда заходят более шести миллионов пользователей в день. «Россия сегодня» работает на 32 языках. То есть на всех 32 языках пойдут фрагменты этого интервью. Плюс, конечно, социальные сети. Мы чемпионы по работе в социальных сетях, у нас около десяти миллионов подписчиков. В нашей медиагруппе есть «Радио Sputnik» — самая цитируемая радиостанция России. В общем, на всех наших ресурсах это интервью будет использовано. В том числе на нашем ресурсе Украина.ру. 

deu@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter