Три счастливых дня провела Фанни Ардан в Минске, на фестивале «Лicтапад»

Откровения Фанни Ардан

Три счастливых дня провела Фанни Ардан в Минске, на фестивале «Лicтапад», где представила свою очередную режиссерскую работу — фильм «Навязчивые ритмы». Фанни охотно общалась с журналистами и публикой, не проявляла никакого раздражения в связи с повышенным интересом к своей персоне, наоборот, расчувствовалась теплым приемом и слово «лямур» на пресс–конференции, посвященной ее участию в форуме, произнесла сотни раз. Слушать Ардан — отдельное наслаждение, ее интонации — чувственные и возбуждающие, мужчины в присутствии Фанни теряли дар речи. Актриса рассказала, как полюбила Минск и мечтает сюда вернуться вновь, она обожает свою авторскую карьеру в кино в качестве режиссера, еще русскую литературу, музыку и мужчин, которые умеют любить.


Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА

Отвечая на вопрос «СБ», помогает ли актрисе ее имя искать и находить деньги на режиссерские эксперименты, Фанни Ардан улыбнулась и впервые перешла на русский язык:

— Нет.

Актриса игриво помахала пальчиком — жест, который можно было прочесть как отрицание:

— Вы знаете, очень тяжелый момент. Я никогда не умела торговать коврами. Когда впервые очутилась на переговорах с богатыми людьми по поводу своей картины, они мне задали вопрос: «Для какой возрастной аудитории ваша история?» И я села в лужу. У меня нет ответов, для какой. Поэтому фильмы снимаю со скромным бюджетом, и на каждого из членов съемочной группы — актеров, операторов, декораторов — это действует магически, каждый из них, как ремесленник, пытается сделать свою работу хорошо. Можно считать, что мои фильмы — это ручная работа.

— Почему вы захотели рассказать историю о несчастной любви? В картине «Навязчивые ритмы» главная героиня Марго любит, но она несчастна.

— Скорее, Марго влюблена в свою любовь и не замечает, как чувство уходит. Моя первая режиссерская работа — фильм «Пепел и кровь» — была о любви в ее начале. Теперь, в картине «Навязчивые ритмы», мне захотелось рассказать о том, как любовь заканчивается. Начало любовной истории — это всегда страсть, опьянение, слепота. И глаза у нас открываются лишь в тот момент, когда чувство исчезает. С тех пор как я начала читать, всегда отдавала предпочтение книгам о любви. В подростковом возрасте я прочла практически все из русской литературы о неразделенной любви, и мне всегда больше нравилась Анна Каренина, чем мадам Бовари.

— Главная героиня Марго в исполнении актрисы Азии Ардженто внешне очень похожа на вас. Это случайность?

— Скорее всего, подсознательный момент. По натуре я очень настойчивый человек, и, наверное, в этом фильме проговаривала, повторяла важные для меня вещи. Единственное, что поняла определенно, ответов на вопросы, почему любовь приходит или уходит, — нет и быть не может.

— Вы снимались у самых крупных мастеров кино: Франсуа Трюффо, Ален Рене, Франко Дзеффирелли, Франсуа Озон. Будучи режиссером, вы чувствовали давление со стороны этих авторитетов?



— Наверное, самое большое влияние, которое на меня оказали эти режиссеры, — это их энтузиазм и энергия, которой я училась. Каждый из них обладает своим уникальным стилем, особым взглядом на мир и на кино, но всех их объединяет страсть, неуемное желание работать. Я всегда думала, что быть актрисой и быть режиссером — это великий дар, божья благодать, которая исходит на нас, и нужно наслаждаться каждым мгновением этого дара.

— Действие картины «Навязчивые ритмы» разворачивается не во Франции, а в Италии — имеет ли это какой–то определенный смысл?

— Мне хотелось рассказать эту историю без привязки к конкретному городу. В самом фильме очень мало планов города: нет ни магазинов, ни автомобилей, поскольку когда ты несчастен, ты не замечаешь происходящего вокруг. И еще, мне всегда нравилось, как иностранцы говорят по–французски с акцентом: тогда слова приобретают какую–то особую мелодику. Из актеров в этой картине единственный француз — Жерар Депардье. Одна из самых главных метафор фильма — фраза «оказаться между собакой и волком», во Франции выражение означает сумерки, тот период дня, когда дневного света не остается, а ночь еще не наступила. И в этой серости нельзя отличить собаку от волка. В жизни каждого из нас рано или поздно наступают похожие сумерки, когда мы пропускаем что–то важное в погоне за призрачным. Кстати, во Франции этой же метафорой историки называют сталинскую эпоху.

— Вы могли бы назвать Марго родной сестрой Соседки из одноименного фильма Трюффо, где вы исполнили главную роль?

— Да, обе эти женщины сжигают свою жизнь ради любви к любви. Им зачастую не хватает мудрости, какой–то стратегии, чтобы противостоять реальности. Только в литературе персонажи могут жить одной лишь любовью и ради нее погибать — этакие Ромео и Джульетта. Но в жизни, как у Пушкина в «Евгении Онегине», любовь чаще всего проходит рядом. И если такое случилось — уже можно считать себя счастливым человеком. А если вернуться к роману «Анна Каренина», я часто вспоминаю эпизод, когда Вронскому сообщают, что Анна покончила жизнь самоубийством, он в это время сидит в поезде, в тепле, у него болят зубы, и только это для него имеет значение, а не трагедия.

— Вам понравилось писать сценарии?

— О да. По натуре я достаточно одинокий человек. Не люблю светскую жизнь, у меня не так много друзей. И когда я со своей тетрадочкой и своими персонажами остаюсь один на один, для меня это как свидание. Что для меня стало настоящим открытием в профессии драматурга и режиссера — это то, как после твоего фильма или спектакля люди начинают точно так же горячо спорить и ругаться, как после футбольного матча. И мне это очень нравится.

Кадр из фильма «Навязчивые ритмы».

Не пропусти

У тех зрителей, кто не успел посмотреть фильм Фанни Ардан «Навязчивые ритмы», есть еще один шанс увидеть его на фестивале: 11 ноября в к/т «Пионер» в 17.00.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 217 (24847). Вторник, 10 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter