Откровения брестских чекистов

В 1941 году они знали, когда начнется война

В 1941 году они знали, когда начнется война, а сегодня им известны все секреты теневого швейного бизнеса

В канун празднования 70-летия образования Брестской области в результате воссоединения в 1939 году западных и восточных белорусских земель руководство управления КГБ решило встретиться с представителями СМИ. Разговор с начальником УКГБ по Брестской области полковником Леонидом Дедковым получился интересным и откровенным.

Леонид Дедков рассказал, например, о героической обороне в первый день войны здания, в котором шла беседа. Чекисты восстановили картину неравного трехчасового боя и имена его участников. Двое из них — Николай Субботин и Линофит Асатурян, уничтожив ценные документы, ради которых немецкая фронтовая диверсионная группа прорывалась к зданию, долго отстреливались в его коридорах и покончили с собой, не желая попасть в фашистский плен.

Архивы говорят о том, что Брестское УНКВД уже 17 июня знало, когда начнется война, благодаря агентурным данным. Сообщили об этом и в Москву, докладывали, что «с декабря 1940 года отмечается усиленное продвижение немецких войск к нашей границе. В приграничных пунктах генерал-губернаторства, напротив Брестской области, германскими властями предложено освободить все школы и дополнительно подготовить помещения для прибытия ожидаемых воинских частей немецкой армии…»

 Перед войной брестские чекисты занимались сбором информации о действующих в Польше резидентурах немецкой разведки и их кадровом составе, в то же время разоблачали ее агентов на своей территории. Важную роль играли работники НКВД в партизанском и подпольном движении. Фашистские спецслужбы очень легко внедряли на первых порах своих агентов в ряды патриотов, и поэтому становление белорусского сопротивления имело трагическое начало. Со временем в партизанских отрядах появились спецгруппы, состоявшие из профессиональных контрразведчиков, которые и выявляли оборотней. Так, в Брестском партизанском соединении оперативной группой под руководством полковника госбезопасности Дроздова была выявлена и разоблачена резидентура немецко-фашистской разведки из 13 агентов во главе с резидентом Леонтьевым.

Эти же люди после войны возглавили борьбу против бандформирований различного толка, которые действовали на Брестчине до 1953 года. Шла настоящая война. Полковник Леонид Дедков сообщил, что к концу 1944 г. в Брестской и бывшей Пинской областях действовало около 250 только оуновских групп и отрядов, которые в 1944—1946 годах совершили 2384 диверсии и террористических акта, в результате которых погибло 1012 мирных граждан.

Вынужденные ответные меры были жесткими. С 15 февраля по 20 апреля 1945 года в Брестской и Пинской областях проводилась чекистско-войсковая операция «по ликвидации контрреволюционного повстанческого подполья, бандгрупп местного формирования, а также ликвидация банд УПА». В результате было разгромлено 33 вооруженных группы и отряда, убиты 98 и арестованы 3808 человек, 55 сдались в плен. Одновременно органы госбезопасности вели активный поиск фашистских пособников, в результате которого до 1960 года было найдено и наказано около семисот бывших полицейских, карателей, охранников концентрационных лагерей и других палачей.

В мирное время брестским чекистам с учетом приграничного статуса региона приходилось больше, чем другим, заниматься борьбой с контрабандистами, наркодельцами, валютчиками, идеологическими диверсантами и другой нечистью, липнувшей к границе. В 1962 году в Бресте были осуждены 26 жителей города и области. Во время обысков в квартирах и хозпостройках контрабандистов сотрудники КГБ изымали по 11—16 кг золота. Не забывали они и о разведке и контрразведке. В 1965 году контрразведчики разоблачили опасного западногерманского шпиона Петровски.

В 70—80-е годы чекисты вместе с таможенниками защищали историко-культурные ценности, произведения живописи и графики, подпольный вывоз которых стал выгодным бизнесом.

В итоге в 1989 году в Бресте открылся музей спасенных ценностей, экспозицию которого составили изъятые по уголовным делам художественные произведения.

Сегодняшние победы брестских работников госбезопасности на фронте борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой и другими негативными явлениями благодаря СМИ всегда на слуху. Кстати, обращенные в результате их в доход государства средства за последние три года составили 50 миллиардов рублей. Как подчеркнул Леонид Дедков, за последние три года разоблачено 10 агентов иностранных спецслужб, установлено 42 зарубежных офицера-разведчика и ряд подконтрольных им коммерческих структур, работавших конкретно по Брестской области.

Сегодня чекистов тревожат отдельные аспекты бурно развивающегося в области частного швейного бизнеса.

Леонид Дедков раскрыл схему «швейного дела». Проверив частников в 2008—2009 годах вместе с налоговыми инспекторами, сотрудники госбезопасности установили, что большинство из них выпускает продукцию из контрабандного сырья да еще и прячет ее от налогообложения. Естественно, что такой товар будет дешевле, чем сделанный, например, на ППТО «Полесье». Но при этом финансовый удар наносится по государству. Казна не пополняется налоговыми деньгами, необходимыми для выплат пенсий, зарплат учителям и докторам, которые учат и лечат детей тех же частных швей. К тому же государство должно тратиться на содержание предприятий, на которых работают сотни тысяч людей. Как это пафосно ни звучит, подчеркнул Леонид Дедков, на основе соответствующего анализа можно с уверенностью сказать, что незаконный швейный бизнес подрывает экономическую безопасность страны, наносит существенный вред государственным интересам. Сотрудники госбезопасности вскрыли целые пласты преступных группировок в этой сфере, реализовавших теневые схемы для уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов в особо крупных размерах. Следственными подразделениями КГБ возбуждено 14 уголовных дел, решениями судов обращены в доход государства товарно-материальные ценности, находившиеся в теневом обороте, на сумму 5,6 млрд. рублей, доначислены и предъявлены к взысканию в бюджет санкции на сумму 4,4 млрд. рублей.

В результате проверок фирм «Вива» и «Минолс» обнаружено, что на «Виве» с 2005-го по октябрь 2009 года сокрыли от налоговых органов произведенную продукцию на сумму более 14 миллионов долларов США («Вива Фэшн» — 6 млн. долларов, «Вива-Шик» — 8 млн. долларов). Ничего, кроме возмущения, не может вызвать выявленный факт сокрытия от налоговых органов фирмой «Минолс» 97 % произведенной продукции (по официальным данным ИМНС произведено 2129 изделий, по «черной» бухгалтерии – 63 тыс. 496 изделий).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter