Какой телефон купить ребенку – обычную «звонилку» или современный смартфон?

Отключи смартфон, включи детство

У ответственного секретаря нашей редакции дочка идет в первый класс, и он озадачился: какой телефон купить малышке – обычную «звонилку» или современный смартфон? Коля, обвесившись гаджетами с ног до головы, конечно, за второй вариант. А Маша, которая до сих пор считает Нокиа 3310 самым надежным аппаратом, сказала, что ребенку всякие ноу-хау ни к чему.



Не путать учебу с работой

Коля: Маша, ты живешь в XXI веке. И сама пользуешься айфоном. Зачем же детям запрещать?

Маша: Айфон журналисту нужен для работы: хорошая камера, текстовая программа и 3G заменяют компьютер, фотоаппарат и диктофон. А дети идут в школу учиться. Телефон им нужен максимум для того, чтобы отзвониться родителям и сказать: «Я на месте, со мной все в порядке».

Коля: Смешно! Телефон уже давно перестал быть только средством связи. Школьнику он может заменить и библиотеку, и ноутбук. И не надо говорить, что учиться нужно только по книжкам, а рефераты писать в читальных залах. К тому же гаджет значительно уменьшит вес школьного рюкзака и сэкономит уйму времени.

Маша: Все это имеет место быть в руках взрослого человека. Для ребенка крутой смартфон с массой функций и приложений остается просто дорогой игрушкой. Стрелялки, бегалки, шарики-косынки юзаются чаще, чем интернет-энциклопедии и полезные приложения.

Коля: Иногда и в руках взрослого смартфон превращается в банальную цацку. Все мы разные, и дети тоже. Знаю двенадцатилетнего парня, который использует телефон вместо настольной книги. Закачал себе программу «Тысяча шашечных комбинаций», гигабайт художественной литературы. Начал усиленно заниматься английским – обзавелся электронным словарем и грамматикой. А из приложений – расписание движения городского транспорта, карта города и помощник по химии.

Кстати, и в некоторые игры играть детям полезно – они развивают логику, образное мышление. Пара-тройка бегалок, собиралок и квестов в телефоне не повредят.

Дружба за «няшки»

Маша: За всеми этими плюсами, которые ты назвал, скрывается огромный и не такой очевидный минус. Дети перестают общаться друг с другом, играть в обычные игры и просто дружить. Моя дочка-пятиклассница однажды расплакалась, придя домой: «Мама, почему мне нельзя носить в школу планшет? Все приносят, а я нет. Зачем мне бабушка его подарила, если нельзя брать с собой?». Мы действительно не даем Даше в школу никаких гаджетов, кроме самого простого телефона. И это оказалось целой проблемой для десятилетнего ребенка. Потому что одноклассники дружат с теми, кто принес планшеты. Им респект, уважуха и разные вкусняшки за «поиграть». Возле них на переменках собираются самые большие группы поддержки, разгораются онлайн-баттлы, все разговоры только об этом. Если ты не в теме – то за бортом. Я не верила, что все так плачевно, пока не сходила с гимназистами в театр. Перед началом спектакля в телефонах «сидели» 15 человек из 22, некоторые умудрились продолжить игру под лацканом пиджака и во время основного действия. Антракт, пирожные? Нет, мы лучше посидим поиграем. Еще очень расстраивает, когда дети в гостях друг у друга заняты планшетами. Есть прекрасная компания – играйте! Нет, обязательно кто-то берет телефон или планшет.

Коля: Все дело в воспитании. Если родители с ребенком не разговаривают, если им проще посадить его за компьютер, а самим заниматься своими делами, то он так же будет вести себя и в школе. Поэтому смартфоны тут не причем. А дружба за «няшки» была во все времена. Вспомни свои школьные годы: у кого конфетки-жвачки, с тем и дружат. Надо учить детей разбираться, где истинная дружба, а где их просто используют.



Доверяй, но проверяй

Маша: Дело не только в воспитании. Родители могут расшибиться в лепешку, чтобы ребенок был занят и не пялился в монитор. Но какими бы интересными ни были рисование, плавание и игра в «горячую картошку», взяв гаджет, ребенок зависнет там надолго. Компьютерные игры и социальные сети засасывают. Есть трехлетки, которые разбираются в разных плей-маркетах и скачивают приложения лучше меня, играют в танки на уровне взрослых.

Коля: Ничто не мешает родителям запретить детям регистрироваться в социальных сетях или проверять их аккаунт. А можно и вовсе ограничивать пребывание в интернете, заблокировав «ненадежные» сайты.

Маша: Так, может, проще вообще отказаться от девайсов в раннем возрасте, и необходимость блокировки отпадет. Получается, мы сами создаем себе головную боль: сначала покупаем ребенку смартфон, а потом воюем с ними обоими.

Коля: Как ни крути, а сопротивляться информационным технологиям бессмысленно. Через пару лет дети не только в школу, но и в детский сад пойдут с планшетами, и ты на это никак не повлияешь. Гаджеты делают нашу жизнь проще и шустрее.

Маша: Знаю, что в некоторых школах детям запрещено приносить гаджеты в класс, и это абсолютно правильно. Планшеты, айпады и прочие девайсы должны оставаться дома. С собой – максимум телефон для звонка домой в случае форс-мажора. Оказавшись вне компьютерной сети, дети прекрасно начинают общаться и играть друг с другом.

Компетентно

Людмила Яновская, психолог Минского детского психоневрологического диспансера:

– К сожалению, даже в самых благополучных семьях родители порой не уделяют детям достаточно времени. Вместо того чтобы позаниматься с малышом, почитать, разобрать логические игры, проговорить сложные ситуации, они часто используют папа-мама-заменители – планшеты, гаджеты, ноутбуки. Создается иллюзия благополучия: ребенок дома, ничего плохого не делает, сыт, одет, а то, что в этот момент происходит с его психикой, никто не видит, пока не приходит беда. Детей нужно учить правильно общаться, дружить и взаимодействовать с ровесниками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter