Отходы — в доходы

15 ноября в странах мира отмечается День вторичной переработки

15 ноября в некоторых странах мира отмечается День вторичной переработки. Родина этого экологического праздника — Соединенные Штаты Америки, однако постепенно он распространился и за пределы США.

Вторичной переработкой (рециклингом отходов, рециклированием и утилизацией отходов) называют повторное использование или возвращение в оборот мусора или отходов производства. Обычно вторичной обработке подвергают такие материалы, как бумага, стекло, железо, алюминий, ткани, пластик и т. п., а органические отходы широко используют в сельском хозяйстве.

Задачи вторичной обработки — решение проблемы ограниченности ресурсов, снижение стоимости готовой продукции за счет использования более дешевого сырья и борьба с загрязнением окружающей среды.

В 1997 году жители США впервые отмечали America Recycles Day (на русский язык это название можно перевести как «День, когда Америка перерабатывает отходы»). Его задачей было поощрять американцев сдавать отходы во вторичную переработку и покупать продукцию, сделанную из вторичного сырья. С 2009 года проведением акций и мероприятий, посвященных этому дню, занимается неприбыльная организация «Keep America Beautiful».

В других странах существуют различные даты празднования Дня вторичной переработки: некоторые отмечают Всемирный день вторичной переработки 8 июля, а некоторые, следуя примеру США, планируют мероприятия и кампании на 15 ноября.

Белкоопсоюз является одним из государственных заказчиков Государственной программы сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009—2015 годы. Заготовками вторичного сырья в системе потребительской кооперации занимаются 607 приемозаготовительных пунктов, в том числе 54 передвижных,7,6 тысячи сельских магазинов, 161 склад вторичного сырья общей площадью 69,5 тыс. м2. Кроме того, заготовительные организации располагают 287 вертикальными и 6 канальными прессами, 3 измельчителями для стекла, 1085 контейнерами для раздельного сбора вторсырья, 113 грузовыми автомобилями, 72 погрузчиками, 107 весами автомобильными.

В рамках реализации мероприятий госпрограммы за 10 месяцев 2013 года заготовительными организациями потребкооперации собрано 64,1 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов, что составляет 105 % к соответствующему периоду 2012 года, в том числе:

отходов бумаги и картона — 50,6 тыс. тонн (темп роста 105 %);

отходов стекла — 8,2 тыс. тонн (106 %);

полимерных отходов — 2,1 тыс. тонн (111 %);

текстильных отходов — 3,3 тыс. тонн (89 %).

По словам главного специалиста управления заготовок Белкоопсоюза Алексея Пискуна, снижение объемов заготовки вторичных текстильных отходов в целом по системе потребкооперации обусловлено продажей ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» как имущественного комплекса, а также закрытием линии по переработке текстильных отходов производства в ЧУП «Гомельский завод торгового оборудования» в связи с износом оборудования и низкой эффективностью данного вида деятельности. В настоящее время переработчиком вторичных текстильных отходов потребления, закупаемых у населения, в системе потребительской кооперации является унитарное предприятие Белкоопсоюза — ЧУП «Борисовский комбинат текстильных материалов». Существующий объем заготовки тряпья позволяет полностью закрыть потребность комбината в сырье под имеющиеся мощности.

Выполнение расчетных заданий по поставке в счет государственных (республиканских) нужд лома и отходов черных металлов за январь—октябрь т.г. составляет 103 % (фактически отгружено 328,6 тыс. тонн), лома и отходов цветных металлов — 193 % (фактически отгружено 2,73 тыс. тонн). Расчеты показывают, что по итогам текущего года будет обеспечена положительная динамика заготовки вторсырья и выполнены все параметры, предусмотренные госпрограммой. Выйти на запланированные показатели развития предполагается за счет расширения сети приемозаготовительных пунктов, дальнейшего укрепления материально-технической базы заготовок вторичного сырья, организации сбора вторсырья передвижными приемозаготовительными пунктами путем объезда сельских населенных пунктов, дачных товариществ, гаражных кооперативов, активного привлечения учащихся учреждений образования к сбору вторсырья, увеличения штата заготовителей, в том числе разъездных, постоянного информирования населения в средствах массовой информации о закупочных ценах на все виды закупаемого вторсырья, местах приемки, требованиях к качеству.

Вместе с тем имеется ряд проблемных вопросов, которые отрицательно сказываются на функционировании действующей системы сбора вторсырья в республике. Прежде всего это низкие отпускные, а следовательно, и закупочные цены. Существующий уровень закупочных цен не позволяет обеспечить заинтересованность населения в сдаче вторсырья.

Перерабатывающие предприятия, опираясь на установленные задания по поставкам им вторичного сырья, диктуют отпускные цены заготовительным предприятиям и закупочные цены — населению. Это приводит к убыточной деятельности, несмотря на предусмотренную компенсацию расходов по сбору отходов товаров и тары, выплачиваемую ГО «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Справочно: предприятиями концерна «Беллесбумпром» для райпо отпускные цены на макулатуру согласованы в пределах 450—900 руб./кг, закупочные цены для населения — 300—700 руб./кг.

Подведомственными организациями ГО «Белресурсы» на смешанный тарный стеклобой установлены отпускные цены в пределах 100—350 руб./кг на условии доставки собственным транспортом заготовительных организаций, закупочные цены для населения составляют 100—200 руб./кг.

Кроме того, имеет место наличие постоянной задолженности предприятий-переработчиков перед заготовительными организациями.

Это дестабилизирует процесс заготовки, тем самым создает дефицит денежных средств для расчетов с гражданами и вынуждает заготовительные организации еще более усугублять финансовое положение за счет привлечения дополнительных кредитных ресурсов. По оперативным данным, по состоянию на 01.11.2013 года общая задолженность составляет 119,7 млрд. руб. (просроченная — 21,1 млрд. руб.), в том числе за металлолом — 110 млрд. руб. (18,1 млрд. руб.), за отходы бумаги и картона — 8,2 млрд. руб. (2,2 млрд. руб.), стеклобой — 1,0 млрд. руб. (0,7 млрд. руб.), полиэтилен — 0,5 млрд. руб. (0,1 млрд. руб.). Основными неплательщиками являются: ГО «Белвтормет» — просроченная задолженность 18,1 млрд. руб. (около 12 тыс. тонн металлолома), ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» — просроченная задолженность составляет 1,1 млрд. руб. (около 1,4 тыс. тонн макулатуры), ОАО «КБЗ «Альбертин» — 0,6 млрд. руб. (0,7 тыс. тонн макулатуры), СЗАО «Стеклозавод Елизово» — 0,3 млрд. руб. (0,8 тыс. тонн стеклоотходов), Гродненский стеклозавод — 0,2 млрд. руб. (0,4 тыс. тонн стеклоотходов).

Дает о себе знать и отсутствие востребованности в макулатуре марок МС-7Б, МС-13В (использованные книги, журналы, брошюры и смешанная макулатура). Часть макулатуры — 30—40 % от общего объема заготовки, или 20 тыс. тонн за год, которая образуется у населения, не востребована промпредприятиями концерна «Беллесбумпром», принимается заводами в ограниченном количестве и по более низким ценам (заводы принимают от заготорганизаций по 480—650 руб.). При этом данные марки наиболее затратные в сортировке, тюковке и полноте загрузки транспорта.

По информации, полученной от концерна «Беллесбумпром», все перерабатывающие предприятия не нуждаются в макулатуре низкого качества марок МС-13В (смешанная) и не планируют в дальнейшем ее использование в производстве. В связи с проводимой модернизацией и техническим перевооружением на перерабатывающих предприятиях концерна наиболее востребованной макулатурой, необходимой для производства картонно-бумажной продукции, является макулатура марок МС-1А — МС-6Б (белые и целлюлозные виды отходов бумаги и картона), потребность в которой составляет около 80 % от общего объема переработки.

В целом в системе потребкооперации имеется 607 пунктов по приемке вторичного сырья, в том числе 54 передвижных, однако этого явно недостаточно. Сдерживание расширения в республике сети приемозаготовительных пунктов происходит по следующим причинам:

•отсутствие возможностей получения земельных участков под их размещение без участия в аукционах (Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»);

•прямые отказы отдельных рай-, горисполкомов в отведении участков под приемозаготовительные пункты в местах, приближенных к образованию отходов (жилых микрорайонах);

•участки выделяются на короткий срок (1—2 года), что приводит к необходимости дальнейшего переноса приемозаготовительных пунктов;

•местными органами власти постоянно выдвигаются различные требования к объектам строительства (метраж, цветовое решение, площадь, специфика приемозаготовительного пункта), что препятствует выработке единых требований к созданию заготовительных пунктов, их технической оснащенности и эксплуатации.

Еще один проблемный момент — недостаточная оснащенность материально-технической базы заготовок вторсырья. Заготовительные организации не располагают необходимым количеством техники и оборудования для организации полного процесса сбора, заготовки и поставки в адрес перерабатывающих предприятий вторичных материальных ресурсов. Несмотря на постоянную модернизацию и развитие материально-технической базы, основной сбор вторсырья производится в мешки, короба, навалом, погрузочно-разгрузочные работы осуществляются вручную.

Для организации процесса заготовки вторичных материальных ресурсов необходимы значительные финансовые средства для оснащения заготовительных организаций в достаточном количестве специализированной техникой и оборудованием: контейнерами, погрузчиками, грузовыми автомобилями с манипуляторами, весами и т.д.

В целом по Белкоопсоюзу на 2013 год для максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов требуется приобрести 634 контейнера для раздельного сбора вторсырья, 27 грузовых автомобилей, 45 погрузчиков, 1 измельчитель стекла, 34 пресса вертикальных, автомобильные весы в количестве 24 штук, 15 грузовых автомобилей с манипулятором. Необходимая сумма средств на модернизацию составляет 60,8 млрд. руб.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» предусмотрено возмещение заготовительным организациям расходов по сбору вторичного сырья от населения при условии его реализации на перерабатывающие предприятия республики. За период с января по декабрь 2013 года заготовительными организациями получено средств на возмещение расходов по сбору вторсырья в размере 12,1 млрд. рублей, или 44 % от суммы средств, направляемых ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» на компенсацию юридическим лицам расходов по сбору отходов товаров и тары.

Государственной программой Белкоопсоюзу задания по сбору вторичного сырья не установлены. Они доведены непосредственно до облисполкомов и Минского горисполкома, которые своими решениями распределяют их непосредственно всем заготовительным организациям, в том числе и облпотребсоюзам (облпотребобществам). На 2013 год Витебским, Гомельским, Минским и Могилевским облисполкомами задания по сбору вторсырья распределены только гор-, райисполкомам. Соответственно, местные органы власти распределяют доведенные объемы непосредственно организациям ЖКХ, коммерческим структурам, а также райпо и унитарным предприятиям потребкооперации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter