Соглашение между правительствами Российской Федерации и Беларуси о сотрудничестве в области обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), подписанное на днях в рамках международного форума «АТОМЭКСПО-2022», поставило финальную точку в судьбе ОЯТ с БелАЭС. Притом что первый энергоблок станции начал работу не так давно, значит, проблема с отходами встанет лишь в перспективе. То есть вопрос решили заблаговременно.
Это отметила заместитель генерального директора АО «Техснабэкспорт» Елена Артемова. По ее словам, изначально ОЯТ образуется и хранится в приреакторных бассейнах выдержки атомной станции. Вопрос переработки встанет для Беларуси лишь на рубеже 2030-х.
— К этому сроку, — обратила внимание эксперт, — мы ориентируемся на создание всей регуляторной, контрактной и логистической цепочки, чтобы отработавшее ядерное топливо было готово к транспортировке в Россию.
Елена Артемова подчеркнула, что дальнейшая судьба отработавшего ядерного топлива волнует всех — общественность, регулятора любого из заказчиков «Росатома»:
— «Росатом» предоставляет своим заказчикам атомную станцию, значит, обязан ответить на этот вопрос. Тем не менее в мире большинство стран придерживается отложенного решения отработавшего ядерного топлива. Его хранят на площадке в течение почти 60 лет в надежде, что в ближайшем будущем появятся новые технологии.
В то же время окончательных решений вопроса с ОЯТ всего два, акцентировала она. Это захоронение отходов в глубоких геологических формациях (по такому пути идут Финляндия, Швеция и др.), а также переработка ОЯТ. По этому пути идут как Россия, так и Беларусь. Суть инновационных подходов переработки, рассказала замгендиректора АО «Техснабэкспорт», в том, что в страну-заказчицу после переработки на российских предприятиях возвращается фактически десятая часть объемов топлива:
— Мы проповедуем фракционный подход. И только коротко живущая фракция возвращается в страну-заказчицу. Через 300 лет в результате полураспада эта фракция достигнет активности урановой руды. Держать такие отходы можно в приповерхностных пунктах хранения.
Более того, на перспективу количество и этих отходов можно сократить, если встать на путь рециклинга. Уже сегодня технологии «Росатома» позволяют из массы топливной сборки повторно вовлекать в топливный цикл около 97 процентов материалов. Это регенерированные уран и плутоний.
— Наши технологии позволяют реализовать многократный рецикл — до семи циклов переработки, — проинформировала Елена Артемова. — Таким образом улучшается экономика топливного цикла.
arteaga@sb.by
Судьба отработавшего ядерного топлива с БелАЭС решена
Отходам указали место
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Вера АРТЕАГА