В Минске прошли консультации глав консульских учреждений стран Шенгенского соглашения в связи со вступлением в силу Визового кодекса ЕС. И хотя, как утверждают еврочиновники, в документе не так много нововведений и он продолжает начатую около 20 лет стратегию, тем не менее преимущества новых положений очевидны.
Так, посольства стран Евросоюза, аккредитованные в Беларуси, планируют в течение ближайшего года сделать единым список подаваемых вместе с визовой анкетой документов. Это значительно упростит задачу для соискателей. Кроме того, беспрецедентным на сегодняшний день выглядит решение о возможности обжалования отказа в выдаче шенгенской визы. Прежде, как известно, немалому количеству белорусов было отказано в выдаче разрешительного документа без объяснения причин и возможности оспорить подобное решение.
Таким образом, правовой аспект вопроса претерпел значительное усовершенствование.
Подобная норма станет реальностью через год после вступления в силу Визового кодекса ЕС – c 5 апреля 2011 года.
Как признают представители Евросоюза в Минске, подобное стало возможным в том числе и потому, что некоторые посольства по собственной инициативе применяли такую практику в прошлом.
И она себя хорошо зарекомендовала.
В случае мотивированных ответов о причинах отказа заявитель лучше понимает, какие именно документы от него требуются, и не повторяет ошибок впредь.
В ЕС по праву гордятся положениями Визового кодекса. Ведь они повышают уровень прозрачности и правовой надежности, обеспечивают условия равного отношения ко всем гражданам, подающим заявки на получение шенгенской визы. Кодекс обязывает предоставлять общественности полную и четкую информацию о процедуре подачи заявок на визу.
Для обеспечения равного отношения ко всем гражданам, подающим документы на получение визы, создано специальное руководство по работе с визовыми заявками, которое принято Еврокомиссией 19 марта 2010 года. Оно будет выдано всем сотрудникам консульств стран ЕС.
Кодекс гармонизирует правила и опыт для стран шенгенского пространства (22 стран ЕС и трех ассоциированных государств — Норвегии, Исландии, Швейцарии), осуществляющих совместную визовую политику. К слову, такие страны Евросоюза, как Болгария, Кипр и Румыния, выполняют соответствующее законодательство лишь частично, потому пограничный контроль между этими странами и шенгенской зоной будет сохраняться до выполнения условий, достаточных для его отмены. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии не участвует в шенгенском сотрудничестве и применяет национальные правила.
В целом принятый документ позволяет повысить роль представительства ЕС по координации взаимодействия стран Евросоюза.