Современный автобус на улицах Беларуси – главное требование социальных стандартов
Не метро и не железная дорога, а старый добрый автобус в минувшем году перевез почти 60 процентов белорусских пассажиров. Не случайно, что среди всех видов отечественного транспорта именно автобусный становится приоритетным.
По словам министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Владимира Сосновского, обеспечение автобусного парка страны современными машинами – одно из главных требований государственных социальных стандартов. Роль транспорта общего пользования будет только возрастать, считает руководитель отрасли.
Так, в 2005 году в Беларуси приобретено 957 автобусов. Это в 2,2 раза выше, чем в 2004 году и в три раза больше, чем в 2003-м. Фактически по итогам прошлого года обновление подвижного парка составило 12,4 процента против планируемых 10. В 2006 году планы транспортников еще более амбициозны. Решено приобрести 970 автобусов на общую сумму 87 миллиардов рублей. Кстати, уже закуплено 457 машин.
По-прежнему предпочтение будет отдаваться белорусской технике. Ее доля в закупках составит 90 процентов. Отечественные автобусы лидского и минского производства неплохо себя зарекомендовали. Столичный МАЗ и вовсе вынужден отказывать зарубежным покупателям, нацелив все свои небольшие мощности на производство автобусов для родной страны.
— Предприятие не в состоянии удовлетворить заявки из-за недостаточных мощностей производства, — считает специалист. — Хотя в планах на 2006 год – выпуск 1,7 тысячи автобусов различной модификации. А к 2007 году — 2,5 тысячи машин.
К примеру, российский рынок не досчитался порядка 300—400 автобусов. Сколько не поставил МАЗ на немецкий рынок, Владимир Король сказать отказался, сославшись на коммерческую тайну. В выгодном тендере на поставку автобусов в турецкую столицу минчане тоже не смогли принять участие.
Последней автобусной премьерой из полусотенного перечня выпускаемых моделей станет городской автобус МАЗ-206. Его презентация пройдет уже в июле. К этому времени предприятие выпустит промышленную партию низкопольных машин. Автобус получился более длинным, чем маленький МАЗ-256, но короче традиционных столичных трудяг класса МАЗ-103. Такие машины будут востребованы на ненапряженных городских маршрутах. Планируется создать несколько вариантов, в том числе служебные, а также VIP-класса.