Исполнилось 20 лет операции «Буря», которую осуществила хорватская армия

Отголоски балканской бури

Исполнилось 20 лет операции «Буря», которую осуществила хорватская армия против самопровозглашенной Республики Сербская Краина. В результате государство, возникшее в районах компактного проживания сербов на территории современной Хорватии, было уничтожено. Следствием ликвидации Сербской Краины стал массовый исход сербского населения. Беженцами стали около 250 тысяч человек. Помимо этого, операция «Буря» была отмечена многочисленными преступлениями хорватских военных против беженцев и мирного населения — число жертв и пропавших без вести в ходе войсковой операции и последующих зачисток занятых хорватами территорий составило примерно 3,5—4 тысячи человек. По оценкам Международного Красного Креста, в октябре 1995 года, по завершении операции «Буря», на территории Сербской Краины осталось всего 5 тысяч населения, как сербов, так и представителей иных национальностей. 



Операция «Буря» стала одним из наиболее трагических эпизодов югославской войны 1991—1995 годов. По сути своей это была масштабная чистка, в результате которой претерпел существенные изменения этнический состав как отдельных территорий, так и Хорватии в целом. И если в 1991 году доля сербского населения здесь составляла около 12%, то сейчас — не более 4 %.

Операция «Буря», случившаяся 20 лет назад, имеет далеко идущие последствия, отголоски которых продолжают сказываться и по сей день. В первую очередь память о тех событиях омрачает отношения между Сербией и Хорватией, где оценки случившегося носят диаметрально противоположный характер. В Сербии годовщина операции «Буря» — День национального траура. В Хорватии же не считают зазорным проводить ежегодные торжества на государственном уровне, которые в этом году в связи с круглой датой имели особенный размах. В Хорватии 5 августа объявлено Днем победы и отечественной благодарности, а также Днем хорватских защитников.

Организуя масштабные торжества, хорватское руководство рассчитывало и на поддержку европейского политического истеблишмента. Таким образом Хорватия стремится легитимизировать свой взгляд на события двадцатилетней давности и сделать его общепризнанным в Европе. Впрочем, добиться этого пока не удается: европейские политики уклонились от участия в торжествах.

Но и назвать жесткой реакцию Европы тоже нельзя. И европейские политики, и европейские СМИ предпочли обойти молчанием торжества, посвященные операции, сопровождавшейся этническими чистками и военными преступлениями. Многие хорватские военные, ставшие фигурантами процессов на Международном трибунале по бывшей Югославии, впоследствии благополучно избежали наказания и приняли активное участие в праздничных мероприятиях.

Наиболее известный из них — генерал Анте Готовина, который в 2011 году был приговорен к 24 годам лишения свободы за военные преступления, однако полностью был оправдан Апелляционной палатой трибунала год спустя. Сегодня он участвует в торжествах в Загребе и Кине (бывшая столица Сербской Краины) и утверждает, что операция «Буря» обеспечила «свободу, мир и безопасность».

Стоит напомнить о совершенно ином подходе ЕС к мероприятиям, посвященным 20-летию событий в Сребренице, которые проходили в июле этого года. Тогда в траурных мероприятиях участие приняли ведущие политики Евросоюза, а СМИ подавали трагедию в Сребренице как едва ли не ключевой эпизод балканской войны. На этом фоне молчаливое потворство более чем сомнительным торжествам в Хорватии на фоне траура в Сербии не может не вызывать вопросов.

Избирательный подход Запада к событиям 1990-х гг. в бывшей Югославии далеко не новость. Безусловно, в той страшной войне тяжелые преступления совершали все стороны конфликта, и искать правых и виноватых — занятие неблагодарное, у каждого своя правда. Так, говоря о трагедии изгнанных из Хорватии сербов, нельзя забывать и о том, что за время существования Сербской Краины с ее территории было изгнано 170 тысяч хорватов. Говоря о трагедии в Сребренице, надо помнить и о преступлениях формирований боснийцев-мусульман против сербского населения. На Балканах национализм, шовинизм и ксенофобия, пожалуй, как нигде, показали свою разрушительную природу. Сбалансированный и беспристрастный подход со стороны ЕС — по сути, главного сегодня гаранта мира в бывшей Югославии — мог бы стать панацеей от новых трагедий. Увы, со стороны Европы мы наблюдаем странную избирательность и пристрастность, которая лишь сеет новые семена вражды и не дает зажить старым ранам.

shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter