Отец-заступник

Хочу рассказать историю одной семьи.
Хочу рассказать историю одной семьи. Правда, вопреки традициям рубрики, не своей, а чужой. Когда ко мне попало фото начала XX столетия, на котором настоятель Жлобинского православного прихода Василий Цитович с супругой Екатериной, я захотел выяснить историю этой семьи. Отчасти потому, что занимаюсь историей православия на Жлобинщине, отчасти - из профессионального любопытства. После некоторых исканий выяснилось, что внучка отца Василия, Наталья Чистякова, к счастью, жива и живет в Жлобине. И несмотря на свой преклонный уже возраст, довольно-таки жизнерадостная женщина.

- Служить православной церкви - семейная традиция, - рассказала мне она. - Прадеды - и по бабушкиной, и по дедушкиной линии - у меня были священниками. После окончания Могилевской духовной семинарии дед служил где-то в одном из сельских приходов Могилевской епархии, в начале ХХ века приехал в Жлобин. Интересна история его венчания с бабушкой. Молодой священник полюбил совсем юную прихожанку. По долгу службы - у бабушки ведь тоже семья священнослужителей - ему приходилось бывать в доме у Вишневских. В общем, разрешение на венчание с 15-летней девушкой пришлось брать у высшего церковного руководства - епископа. Но, несмотря на разницу в возрасте, жили они всю жизнь во взаимопонимании.

В самом первом номере "Могилевских епархиальных ведомостей" за 1905 год значится: "23 декабря 1904 года священник Палужской церкви, Чериковского уезда, он же благочинный Чериковского 3-го округа, Василий Цитович, согласно прошению, перемещен к Жлобинской церкви". Конечно, отец Василий не мог знать, что это будет последний приход в его послужном списке. Отсюда уходить уже будет некуда - революция.

Отец Василий, несмотря на сан, активно участвовал в политике (в ту пору церковь ведь не была отделена от государства), баллотировался в депутаты Второй Государственной Думы. Правда, в думское кресло так и не попал. Ему не хватило всего одного голоса, точнее - шара (именно шарами голосовали тогда выборщики на своих собраниях). При этом отец Василий свой голос отдал другому кандидату, полагаясь исключительно на волю Божию.

В семье у отца Василия воспитывалось 8 детей. Нелегко им, "поповским детям", потом пришлось - и в школе, и просто на улице их постоянно унижали и оскорбляли. Все они, став взрослыми, вынуждены были уехать из родного города. И только внучка, Наталья Леонтьевна, спустя многие годы вернется в Жлобин. И будет немало удивлена, что деда ее поминают добрым словом до сих пор. И вот почему. Значительную часть местечка Жлобин в начале ХХ века составляли евреи. Взаимоотношения с православным людом были не всегда однозначными. Было и такое, что разбушевавшаяся толпа просто громила еврейские кварталы. История эта случилась в 1905 году. Большая толпа мужиков, подзадоривавших друг друга агрессивными выкриками, неслась мимо церкви к Карпиловке - еврейской слободе. Наверное, все это обернулось бы страшной бедой и невинными жертвами. Времени на раздумья не было. Потому отец Василий выбежал из церкви с крестом в руках и стал против разъяренной толпы. Он умел убеждать, был прекрасным оратором, а тогда говорил с особой силой, учитывая сложность момента. Через несколько минут толпа повернула вспять. Так был остановлен, может быть, один из самых страшных погромов в Жлобине.

Сегодня от истории этой семьи осталась лишь фотография. На могиле отца Василия на городском кладбище нет креста: не однажды она осквернялась. Такой вот венец земного пути священника из местечка Жлобин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter