Отец, помогавший сыну избить обидчика, может понести уголовную ответственность

Отец за сына

В мае Барановичский межрайонный отдел Следственного комитета возбудил уголовное дело после резонансного инцидента. Случился он в райцентре еще в начале апреля. Началось с обычной драки мальчишек во дворе дома. Девятилетний Клим побил семилетнего Рому. Сначала вроде бы ударил в голову, а затем мутузил уже лежачего. Брат пострадавшего позвал на помощь отца. Тот вышел, схватил обидчика и держал его, пока побитый наносил ответные удары.

Все это «шоу» сняла камера наружного наблюдения. На ролике, выставленном в интернете, ко всему прочему видно, как и сам отец Ромы глумится над девятилетним мальчишкой, поколотившим его сына. То нос ему покрутит, то очки снимет... Длилась экзекуция несколько минут, а вот страсти не утихают до сих пор. Родители Клима ждут завершения уголовного дела. Папу, вступившегося за сына, уже оштрафовали на 10 базовых, хотя он признал, что тогда действительно погорячился.

Точку в этом конфликте теперь, вероятно, поставит еще один суд. В обществе же мнения разделились. Большинство осуждает родителя: мол, мальчишки должны были разобраться сами. Есть и те, кто поддерживает отца обиженного малыша. Я же вспомнил похожую ситуацию из жизни. У моего товарища лет пятнадцать назад сына долгое время тиранил одноклассник — отъявленный хулиган, намного превосходящий в силе. Паренек долгое время побои переносил стоически, огласке их не предавал, ибо по непризнанным «понятиям» жаловаться родителям было нельзя — станешь изгоем в классе.

Впрочем, тайное все равно стало явным. После очередного истязания на лице остались синяки, так что подростку пришлось–таки рассказать родителям правду. Отец, не теряя ни минуты, сорвался по указанному сыном–восьмиклассником адресу, пришел домой к обидчику и потолковал с ним и его родителями. До рукоприкладства дело вроде бы не дошло, но результатом переговоров стала полная капитуляция распустившего руки папы.

Что–то подобное хорошо показано и в фильме «Москва слезам не верит». Когда Гоша с другом вступился за молодого человека Александры, которого тиранила компания во главе с ее бывшим ухажером. Помните, как он резюмировал, отвечая на претензию героини Веры Алентовой, что теперь «эти подонки будут считать, что все можно решить силой»? Ответ был четким: «Теперь эти подонки будут знать, что на каждую силу найдется другая».

И если судить с этой точки зрения, то отец Ромы из Барановичей действовал именно по такому принципу. Признаться, я отчасти соглашусь с тем, что слабый имеет право на защиту от сильного. Вопрос в адекватности той самой защиты. И вот тут вспоминаю отличную фразу, произнесенную милиционером в одном из советских детективов, где возмущенная толпа попыталась устроить самосуд над преступником: «В государстве живем, не в банде».

Действительно. Как говорится, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. А потому и созданы институты, которые отношения между людьми регулируют, в том числе и конфликтные. Разборкам тет–а–тет придуман термин: правовой нигилизм. И проявляется он, когда тот или иной упомянутый институт, увы, не работает или работает плохо.

Самосуды в наше время — штука не повсеместная, но встречаются. Взять хотя бы майские новостные ленты. В Бресте из–за сложной ситуации на дороге агрессор за рулем остановил другое авто и набросился на машину с кулаками и камнями. А в Новополоцке конфликт между пешеходами и водителем микроавтобуса закончился применением последним слезоточивого газа: под раздачу попала даже беременная женщина.

Во всех этих случаях в милицию никто из сторон сразу не обращался. И ведь не скажешь, что уровень доверия к органам низок. Начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома Геннадий Войтович говорит, что обращений поступает много, причем даже тех, которые не совсем относятся к компетенции милиции. С призывами не чинить самосуды, а сообщать о происшествиях куда следует милиционеры постоянно обращаются, беседуя с жителями села, города, в трудовых коллективах. Возможно, говорит Геннадий Войтович, где–то и с их стороны есть недоработка. Впрочем, только ли милиция должна влиять на горячие головы?

Когда–то мы смеялись над управдомом, клеймящим на доске позора «пьяницу и дебошира» Семена Горбункова из «Бриллиантовой руки». Но смех смехом, а ведь в те времена общественное мнение действительно имело вес. Не говоря уже о «разборе полетов» непосредственно на производстве или партсобрании. Фраза «партбилет на стол» для кого–то могла прозвучать как приговор со всеми вытекающими.

Сейчас времена не те. От работника требуется исполнительность, от школьника и студента — успеваемость и дисциплина. В пределах заведения. Случись что–то вне стен — дирекция, коллеги или одноклассники поговорят, обсудят, возможно, осудят и забудут. Вот и выходит, что в спорной ситуации реального третейского судьи в обществе часто попросту нет. И тогда в ход идут газовые баллончики, камни и другие подручные средства. Итог часто предсказуем: уголовное дело, которого могло бы и не быть.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 113 (24995). Четверг, 16 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter