«Отец, дочь и зять убили лосиху. С двумя эмбрионами!»

А на участке жителя деревни Николаевщина обнаружены закопанными 17 шкур кабана, лося и косули

Виталий  Гриневич  убежден:  дай  волю  браконьерам,  и  они  оплетут  своей  паутиной  все  наши  леса  и  водоемы,  не  оставив  зверю  и  рыбе  ни  единого  шанса  на  жизнь

А воли нет. Времена, когда браконьеры, а  речь, понятно, именно о них, всех мастей, званий и рангов безнаказанно наживались на всем том, что принадлежит нам с вами, закончились — Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь паутину браконьерскую существенно проредила, а самого браконьера если не уничтожила как класс, то в угол загнала точно. Что, конечно же, не значит, что браконьерские вылазки прекратились вообще, что люди, привыкшие к дармовщине и безнаказанности, полностью и безоговорочно капитулировали. Вот и сейчас, в период кажущегося затишья, у природоохранителей работы хватает, что и подтверждает наш сегодняшний собеседник, начальник Минской областной инспекции охраны животного и растительного мира Виталий Гриневич (на снимке).

— Виталий Иванович, самый крупный, насколько я знаю, ущерб природе ваши коллеги из Мядельской межрайинспекции зафиксировали осенью 2007 года, когда двум браконьерам, отцу и сыну, был предъявлен ущерб более чем на 50 миллионов рублей за незаконную добычу рыбы, в основном ряпушки-краснокнижницы. Этот своего рода рекорд кем-то побит?

— Давайте я расскажу вам одну конкретную историю, а вы и читатели сами решайте, кому отдать «пальму первенства» в браконьерском соревновании. Итак, 3 сентября прошлого года наши коллеги из Столбцовской межрайинспекции вместе с оперативно-следственной группой местного РОВД зашли на подворье дома № 21 по улице Белорусской в деревне Николаевщине и попросили хозяина, некоего гражданина К., открыть сарай, в котором и нашли рога, остатки шкуры и мясо лося, ноги и мясо дикого кабана, которые, судя по окровавленным топорам, ножам и колоде, разделывались прямо здесь.

Дальше — больше. В результате раскопок на приусадебном участке обнаружены 17 (!) шкур дикого кабана, одного лося и одной косули европейской. Гражданин тут же  признается, что это огромное количество зверя он вместе со своим подельником отстреливали со второй половины мая и вплоть до сентября.

— Фантастика какая-то…

— Объективная, увы, реальность. И огромный, на 44,5 миллиона ущерб природе. Изъято оружие и возбуждено дело в отношении браконьеров. И если бы этот факт был единичным! 5 марта сотрудники Вилейской межрайинспекции в лесу возле деревни Соколовка задержали троих человек, отца, дочь и зятя, разделывающих тушу лося, кстати, самки с двумя эмбрионами!.. Оставим за скобками моральные качества людей, совершивших такое злодеяние, но материальный ущерб природе оценен в 285 базовых величин. Плюс уголовное дело, возбужденное по этому вопиющему факту. А днем раньше на Вилейском водохранилище с сетями и четырнадцатью незаконно добытыми  во время нереста щуками был задержан минчанин Корольков. Ущерб – 49 базовых величин и грядущая уголовная ответственность. Та же самая участь постигла и минчан Едуса и Наливко, которым 16,5 кг незаконно выловленного в реке Волма карпа и карася обошлись в 57,2 базовой величины. Это частные случаи, а вот как выглядит общая ситуация.  В прошлом году областной и межрайонными инспекциями выявлено 1680 нарушений правил рыболовства, изъято 6 электроудочек, 1474 сети общей длинной 74 километра, зафиксировано 158 случаев хищения прудовой рыбы, а рыбхозам возвращено 3060 килограммов. Что касается нарушений правил охоты, то в прошлом году мы зафиксировали 290 случаев, привлекли к административной ответственности  67 должностных лиц, изъяли 98 единиц огнестрельного оружия, 1751 килограмм незаконно добытого мяса дичи, что, кстати, в три раза больше, чем в 2007 году. В следственные органы передано 126 материалов с признаками уголовных  преступлений, по ним возбуждено 117 уголовных дел.

— Что же, Виталий Иванович, получается? Количество браконьерских снастей и прочих приспособлений, которые вы нещадно изымаете, не уменьшается. Штрафы за нарушение правил природопользования очень даже велики. Но все это браконьера не останавливает. Почему?

— Посыл первой части вашего вопроса неверный: в прошлом году количество выявленных и пресеченных правонарушений в области лесопользования, охоты и рыболовства снизилось в сравнении с годом предыдущим на 10 процентов, тех же сетей, к примеру, изъято меньше на 30 процентов. А если говорить о самих браконьерах, то здесь ситуация, на мой взгляд, такова. В последнее время количество зверя и рыбы  в республике резко, причем во многом благодаря работе Государственной инспекции, возросло и уже становится близким к оптимальному. Сегодня ведь уже не в диковинку увидеть стадо косуль европейских, численностью голов этак пятьдесят, дикие кабаны иной раз еще думают, уступать дорогу машине или нет, и так далее. Большое количество зверя и провоцирует несознательного человека на правонарушения. Браконьер не понимает или, что чаще бывает, не хочет понимать, что зверь этот не его, трогать его нельзя. Вот эту мысль до сознания своих сограждан мы и доводим двумя путями – профилактическим и административным. Какой из них выбрать: купить путевку на охоту или ловить рыбу удочкой и получать при этом удовольствие или злодействовать и потом ломать голову, как выплатить немалый штраф, решать самому человеку…

— А где, Виталий Иванович, сегодня, когда лед еще не сошел, а до весеннего запрета остались считанные дни, отмечается наибольшая концентрация браконьеров?

— На реках, в том числе и на Свислочи, народ сейчас активно пытается промышлять подъемными сетками запрещенных размеров. Они ловят щуку, судака, сазана, плотву, карася, мы ловим их. И вот что хочу сказать по этому поводу.

Если сейчас одна плотвичка, выловленная этим самым пауком, будет стоить браконьеру семь тысяч рублей, то с 1 апреля — уже 21 тысячу:  ущерб за незаконно выловленную рыбу в период нереста утраивается. И второе. На Свислочи мы недавно задержали браконьера, у которого изъяли сазана весом почти 6 килограммов. Так вот, только содержание по металлам и нефтепродуктам превышало предельно допустимые значения в десятки раз. Это я к тому, что рыбку, которую   старушки предлагают вам возле рынков и магазинов, лучше не покупать: жизнедеятельность большого города не лучшим, увы, образом сказывается на чистоте окружающих его водоемов и их обитателей.

— Спасибо за интервью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter