Какие меры безопасности предприняли в белорусских санаториях

Отдых познается в сравнении

Наш корреспондент проверила на себе новые правила безопасности в здравницах.

Заменят ли озеро Нарочь и другие водоемы море истосковавшимся по отдыху белорусам? Оздоровительная кампания стартовала две недели назад, но массово в детские лагеря и санатории отдыхающие начнут заселяться на этой неделе. Корреспондент «СГ» оказалась в числе первых гостей, побывав в двух санаториях — системы «Белагроздравница» и «Белпрофсоюзкурорт». Признаюсь, журналистский статус не афишировала, но и не скрывала, ведь было интересно посмотреть на то, как изменились отдых и лечение для обывателя в связи с эпидситуацией. Отличия начинаются уже на этапе поиска путевки — в прежние времена ее нужно было бронировать чуть ли не осенью, все было занято. Сейчас, кажется, выбирай любое место — будут рады! Некоторые здравницы предлагают скидки на проживание и другие бонусы. Однако есть и непривычные нюансы отдыха, к которым нужно быть готовым.

Пока отдыхающих мало, в бассейне можно поплавать в одиночестве.

ПЕРВЫЙ день лета я встретила в Гродно. Даже поезд из столицы в областной центр показался безлюдным — пять человек в вагоне. Маршрутка до санатория «Поречье» также не была заполнена, а в знаменитую здравницу и вовсе ехала только я одна. И в целом, как оказалось, в первый день заезда на весь санаторий — всего трое отдыхающих. На входе мне измерили температуру бесконтактным термометром и отправили вместе с вещами в комнату отдыха. Там в течение пятнадцати минут — обеззараживание специальной лампой. Приветливая администратор предложила также заполнить анкету отдыхающего, где указано, что я не была в контакте с больными коронавирусом и обязывалась не покидать территорию санатория во время лечения. Охранник, кстати, бдительно следил, чтобы и местные жители не заглядывали в гости. Вздохнув, я попрощалась на время с планами поездок в исторический Гродно по вечерам — правилами безопасности лучше не пренебрегать.

Понятное дело, в столовой правила социальной дистанции соб­людались так же неукоснительно — для каждого гостя отдельный стол. Однако из-за небольшого количества людей привычная система выбора блюд по меню не работала, по крайней мере, в течение недели моего отдыха. Правда, возможно, для компенсации того, что выбора у нас не было, повар регулярно баловал нас красной рыбой. Впрочем, позже на отдыхе в «Нарочанке» меня удивили в меню еще и ананасами! Консервированными, но все же. В целом питание сохраняет диетические традиции общепита: каши, супы, котлеты-омлеты-запеканки. Персонал — и медицинский, и в столовой — в масках. Кроме того, на стендах и даже в лифтах — информация о мерах профилактики коронавирусной инфекции в обоих учреждениях, и на Нарочи, и на озере Молочном.

От знакомых не раз доводилось слышать: зачем тебе санаторий, ты же еще молодая? Однако на пресс-конференциях специалисты постоянно описывали огромное количество современного оборудования и процедур в наших здравницах. Эти аппараты не только для лечения, но и для спа-процедур и улучшения фигуры. К примеру, в «Поречье» я рассчитывала на целую программу красоты.

При этом персонал прекрасно понимает: конкуренция при том, что гостей из зарубежья практически нет, возросла. Поэтому часть доступных платных услуг — янтарная и солевая комнаты, несколько процедур на аппарате «Вакумед» и другие — мне предложили сделать без дополнительных финансовых вложений. Путевка продавалась со скидкой 10 процентов, и на процедурах я проводила по 4 часа в день. Очевидно, что на зарубежном курорте за такой объем услуг пришлось бы выложить намного больше денег. С другой стороны, меньше было и культурных мероприятий: киносеанс и экскурсия по агрогородку, никаких дискотек и выездных экскурсий. К концу недели в столовой появлялось не более 20 человек, однако уже с 15 июня ожидали сразу 150 отдыхающих. Поэтому я решила поменять дислокацию, сравнить. И забронировала еще 5 ночей в «Нарочанке».

На второй неделе июня погода исправилась, и после трех часов в маршрутке на 30-градусной жаре термометр медсестры, встретившей меня в санатории, показал 37 градусов. Сотрудники были в небольшой растерянности: что со мной делать? До этого момента повышения температуры ни у кого не фиксировалось. Полчаса мне дали «остыть», и, слава Богу, в прохладном помещении все нормализовалось. Масок здесь не выдавали, однако температуру исправно измеряли практически при каждом посещении столовой. Гостей оказалось также немного — до 25 человек. Практически пустовал пляж, магазин работал всего три часа в день. Еще одно новшество: на территорию, в бассейн и лечебный корпус, а также в торговую точку, судя по объявлениям, посторонним вход запрещен. Получается, и купаться под крышей немногочисленные пациенты «Нарочанки» могли не в любое время, а в период двух организованных  после обеда сеансов. С процедурами проблем не возникло: случаев отказа не было. Правда, косметолога на месте не оказалось, но меня заверили, что ее можно вызвать в удобное время по договоренности.

Какие выводы я сделала из своего отдыха? Природа у нас прекрасная, квалифицированные специалисты есть, да и мест в здравницах пока предостаточно. Однако маски, измерение температуры и социальная дистанция — неизбежная норма отдыха, пока коронавирусная инфекция окончательно не побеждена. Ощущать себя в безопасности — важный фактор комфортного отдыха, а это именно то, что у нас в стране гарантировано.

КОМПЕТЕНТНО


Директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадий БОЛБАТОВСКИЙ:

— По последним данным, в пятницу загрузка санаториев, которые не закрывались, составляла более 15 процентов, она выросла по сравнению с началом месяца. С 1 по 10 июня свободная реализация путевок в белорусские здравницы выросла в 2,5 раза, с начала лета мы наблюдаем устойчивый рост спроса на них. Напомню, около 40 санаториев не закрывались, всего их у нас в респуб­лике 105. Часть из них вновь работает с 1 июня, а по путевкам республиканского центра принимать гостей начали с 15 июня. Первые заезды в некоторых учреждениях запланированы на ближайшие дни — 16, 17 июня, у каждого разработан свой график. Мы ежедневно отслеживаем их заполняемость и надеемся, что благоприятные тенденции роста числа отдыхающих сохранятся.


Заместитель генерального директора по медицинской работе «Белагроздравницы» Виктор ПОНОМАРЕВ:

— Все 8 санаториев «Белагро­здравницы» работают, с 15-20 июня в них заселяются отдыхающие по социальным путевкам, в отделения «Мать и дитя», детские санатории. Мы разработали специальные алгоритмы в связи с эпидситуацией: четко организована встреча, работа медицинской службы с дистанцированием, чтобы пребывание было безопасным. Обязательна двукратная термометрия для всех пациентов, врачи следят за их состоянием постоянно. Также уделили большое внимание здоровью сотрудников, им ежедневно измеряют температуру, и в случае необходимости они не выходят на рабочее место. Маски, защитные экраны, перчатки — все необходимое есть. Время приема процедур изменилось — предусмотрен промежуток от 10 до 20 минут между отдыхающими, чтобы люди не скапливались. Компьютерная программа обеспечивает отсутствие очередей. При хорошей погоде организуем мероприя­тия на свежем воздухе. Мы жестко отслеживаем выполнение всех требований, чтобы обеспечить безопасность.

 yasko@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter