Активный, пляжный, отдых на природе — эксперт о трендах развития внутреннего туризма

Отдых на подъеме

Белорусы привыкают отдыхать дома — третье лето внутренний туризм на подъеме. В нынешнем году традиционно уже ожидается рост турпотока. Какие есть для этого предпосылки? Какие уникальные маршруты и объекты появились на карте страны? И где непременно надо побывать этим летом? Ответы на эти и другие вопросы «Р» искала у директора Департамента по туризму Минспорта и туризма Ирины Воронович.

В стране сегодня предлагается множество вариантов для путешествий — важно только определиться с предпочтениями.

Тренд на свое

— Ирина Николаевна, уже несколько лет подряд внутренний туризм находится на подъеме. Сохранится ли эта тенденция и в нынешнем году?

— Начну с того, что в прошлом году внутри страны, по данным Белстата, путешествовало более 1,187 миллиона белорусов. Это вдвое больше, чем годом ранее, и на 7 процентов выше, чем в допандемийном 2019-м. Так что можно смело утверждать, что внутренний туризм не только восстанавливает свои позиции, но и наращивает их. Надо отметить, что в эти данные входят только клиенты турфирм, организованные туристы, и не учитываются самостоятельные передвижения белорусов, которых стало гораздо больше. Так что в этом году рост потока будет однозначно.


Уже сегодня мы видим, что у белорусов особым спросом пользуется активный отдых: пандемия отступила, и граждане уже без опаски отправляются в места, где может быть много людей. Сюда относятся и велопоходы, и сплавы на байдарках. Набирает обороты пляжный отдых — инфраструктуру вблизи водоемов нужно подтягивать, обустраивать пляжи, создавать условия для развития общепита и времяпрепровождения для разных категорий граждан. Бьет рекорды и отдых в палаточных лагерях — одни вспоминают былое времяпрепровождение, прививают его детям и внукам, другие только открывают для себя романтику ночевок в палатке, приготовление ужина на костре. Так что, думаю, предстоит по итогу сезона еще раз проанализировать, какие варианты отдыха такого формата есть, какие условия предлагаются туристам, и подумать, где площадки для стоянок надо добавить, улучшить комфорт.

По-прежнему востребовано санаторно-курортное лечение. Впрочем, в этом году купить путевку уже сложнее: ощущается интерес россиян к оздоровлению у нас. Отрадно, что санатории изыскивают возможности для хотя бы частичного удовлетворения запросов потенциальных клиентов: разрабатывают туры выходного дня, развивают спа-услуги.

Популярен и отдых в агроусадьбах. Во многие из них не попасть до конца лета, бронируются и выходные вплоть до конца года. Популярны и семейные поездки выходного дня (в пределах 30—50 километров от дома).

— Что нового в этом году предлагает турсфера?

— Мы уже пришли к тому, что на каждой неделе в каком-то уголке страны проходит то или иное событийное мероприятие, речь идет о так называемом событийном туризме. Чем не повод поездить по Беларуси и заодно посмотреть, чем живет тот или иной район? Традиционно в разных регионах проходят «Вытокi». Из крупных в августе, например, «Зов Полесья».

Реализуются и пилотные проекты, которые ранее определили для себя в каждой области. Напомню, в Брестской области это создание туристического региона «Припятское Полесье». Проект Витебской области носит поэтичное название «Васильковый край», в Гомельской развивают «Патриотический импульс», в Гродненской создают систему туристических информационных центров и полноценных пунктов туринформации. В Минской области формируют туркластер «Пристоличье», в Могилевской — эколого-туристско-рекреационный кластер «Чигиринка», в столице — турзоны. Каждый проект уникален, а на создание отводится разное время. Например, вот-вот введут в эксплуатацию после реконструкции военно-исторический комплекс «Партизанская криничка» под Гомелем — и весь проект будет запущен. Хотя отдельные его составляющие уже сегодня работают и принимают туристов.

К слову, несмотря на то что еще во многих регионах проекты полностью не завершены, это не мешает их составляющим становиться уже сегодня частью туринфраструктуры региона. Так, в Гродненской области уже созданы 12  туристско-информационных центров — и они уже работают. В рамках создания туррегиона «Припятское Полесье» в Пинске открыты ТИЦ, два объекта общепита, завершается обу­стройство маршрута для сплава на байдарках по Днепро-Бугскому каналу, проведено обустройство мест патриотического туризма в Лунинецком районе… На самом деле в регионах проделано немало работы не только для реализации пилотных проектов, но и для развития туристической инфраструктуры. И подталкивают к этому сами туристы, которые ожидают определенного уровня комфорта в путешествиях, разнообразия в услугах.


Подсказки по маршруту

— Сами граждане, желающие впервые отправиться в поездку по стране, порой теряются, не зная, с чего начать, где посмотреть полный перечень вариантов отдыха в определенном регионе. Что посоветуете?

— Во-первых, информацию можно посмотреть на сайтах местных органов власти — райисполкомов, облисполкомов. Они должны размещать актуальные данные о наличии туринфраструктуры в регионе. Там же, как правило, можно найти красочные ролики, фотоматериалы. В помощь и сайты Национального агентства по туризму, Департамента по туризму, belarus.travel, vetliva.by. Непосредственно на местах предоставят сведения в туристско-информационных центрах, которые в последнее время открываются в разных регионах.

В этом году специально в начале туристического сезона, чтобы расшевелить людей и дать им подсказки, мы провели республиканскую туристическую акцию «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Ее участниками стали 516 объектов туризма по всей стране. Активнее всего проявила себя Витебщина — там присоединилось к акции 130 объектов. В рамках акции свои двери открыли более 160 музеев. Они предложили бесплатные посещения экспозиций, экскурсии, квесты. Также в эти дни прошли дни белорусской кухни в 49 заведениях общепита. Помимо дегустаций, гости смогли познакомиться с рецептами и технологиями приготовления блюд, со способами подачи. Активное участие приняли агроусадьбы — всего их присоединилось 38. Хозяева провели для гостей обзорные экскурсии, мастер-классы, дегустации блюд. Промышленный туризм был представлен 18 предприятиями. Экскурсанты ознакомились с историей появления заводов и фабрик, тонкостями производства продукции, ассортиментом. Проводились экскурсии по экотропам, в нацпарках, водные и велопрогулки — 33 объекта экотуризма приняли участие в акции. В общей сложности наши достопримечательности и интересные места за неделю посетили 15 тысяч человек. Считаю, что акция состоялась. Думаю, в следующем году число туристов увеличится. Люди могут присмотреться к отдыху в стране, прицениться. В крайнем случае, если не получается, можно сохранить себе списки участников, чтобы под рукой иметь адреса самых активных туробъектов.



При этом список достопримечательностей находят и на сайте Национального агентства по туризму — в подсказке для участников уже 20-го по счету республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь». Одна из номинаций — «Я познаю Беларусь». Она направлена на популяризацию внутреннего туризма. Суть в том, чтобы посетить как можно больше туробъектов из предлагаемого списка — а это более 600 адресов — и сфотографироваться на их фоне. И мы видим, что ежегодно число активных белорусов только растет. Так что не забывайте делать снимки на фоне новых мест — пригодятся для участия в конкурсе. Итоги традиционно подведем в декабре.

Немного раньше назовем имена победителей второго конкурса социальной рекламы «#Познай Беларусь». Авторы могут предложить свои варианты слоганов, плакатов и видеороликов. Ожидаем большого отклика. Такого, как и в прошлом году, когда мы получили более 600 заявок. А значит, белорусы неравнодушны к популяризации внутреннего туризма.

В турфирме знают больше?

— Многие белорусы предпочитают путешествовать организованно, готовы заплатить за подбор подходящих вариантов отдыха, продуманную логистику. Всегда ли программа тура соответствует заявленному названию? Как быстро в турфирмах узнают о новых возможностях туринфраструктуры в глубинке?

— Ответ лежит в степени взаимодействия местных властей и турбизнеса. Зачастую мало сделать что-то новое — надо об этом уметь рассказать. Например, Гомельская область в этом году привозила в Минск на весеннюю туристическую выставку стоянку первобытного человека — турпоток после этого вырос вдвое. Как бы ни критиковали изменившийся формат весенних выставок, они дают результат активным участникам.

Мы в свою очередь стараемся свести представителей туриндустрии. Так, Национальное агентство по туризму проводит много выездных семинаров в регионах, во время которых знакомит с потенциалом периферии, поднимает на них разные темы. В результате туроператоры и экскурсоводы открывают для себя новые маршруты и точки на карте, а коллеги из других туробъектов учатся, перенимают опыт. Потому что каждый регион старается найти свою фишку, думает, чем отличиться от соседей. Для регионов проведение подобных семинаров тоже встряска, своеобразный экзамен. При этом «экзаменаторы», как правило, на ходу подсказывают, что надо поправить и добавить в маршруте или в городской инфраструктуре. Кстати, одна из недавних поездок как раз была в Калинковичский район — от турбизнеса получили много восторженных отзывов от того, что сделали в Юровичах. И видим, что многие программы турпоездок уже корректируются с учетом появления новой экспозиции. Также Национальное агентство по туризму в июле организовало просмотр спортивных объектов, которые представляют интерес для спортивного отдыха.



Важно, чтобы в регионах были люди, способные профессионально рассказать о достопримечательностях края. Поэтому мы продолжаем подготовку и аттестацию экскурсоводов и гидов-переводчиков. В прошлом году их было аттестовано 156. С начала этого — 121. Отрадно, что в профессию приходят молодые кадры, люди со свежим взглядом, а опытные расширяют свои познания.

Туристам на заметку

— Ирина Николаевна, в силу должности вы наверняка много где бываете в Беларуси. Куда непременно посоветуете отправиться этим летом?

— В жаркие дни надо обязательно провести время у воды. Например, выехать на Браславские озера, Нарочь, Припять: прокатиться на теплоходе, порыбачить, позагорать. Или в поисках новых впечатлений выехать в наши заповедники и заказники, прогуляться по экотропам. В другое время можно проехать по городам страны. Например, отправиться на выходных в малознакомый район или районы соседней области. В каждом райцентре есть свои изюминки, достойные внимания. Из новых объектов заслуживают внимания музей в Юровичах, отель «Залкинд», новый корпус санатория «Альфа Радон», туристско-информационный центр в Пинске, тур «Медвежий угол» в Березинском биосферном заповеднике, новый музей на заводе лидского пива и многие другие объекты. Поверьте, предостаточно вариантов для хорошего отдыха внутри страны. Надо только определиться с тем, чего хочется, и не полениться составить подходящий маршрут или подыскать нужный тур.



  druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter