Отдохну, как надо, и вернусь

Нынешний туристический сезон может повторить рекорд 2008 года

Рынок туруслуг Беларуси вздохнул полной грудью после валютного кризиса 2011 года

О вкусах не спорят. Для одних летний отпуск не удался, если прошел вдали от турецко-болгарско-греческих пляжей и волнующих южных закатов. Для других отдохнуть — значит, заказать полный курс санаторного лечения, принять минеральные ванны и отвести душу на омолаживающих СПА-процедурах. Услада сердцу и уму третьих — оказаться на лоне деревенского пейзажа, испить парного молочка, порыбачить у тихого озера и пожарить шашлыки. Какому из этих вариантов отдают предпочтение белорусы в отпускном сезоне-2013? Сколько иностранцев готовится принять Беларусь этим летом? В какую цену обойдется отдых в агроусадьбе, отечественном санатории и на модном курорте? Об этом и не только мы беседуем с Вадимом КАРМАЗИНЫМ, директором Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, Валерией КЛИЦУНОВОЙ, председателем правления общественного объединения «Отдых в деревне», Юрием БОКИМ, начальником отдела маркетинга ОАО «Белагроздравница», Татьяной ВАСИЛЕВИЧ, главным терапевтом УП «Белпрофсоюзкурорт», и Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ, заместителем директора компании «ТEZ-tour».

Этот сезон может повторить рекорд 2008 года

«Р»: — Вадим Петрович, как вы оцениваете ситуацию с въездным и выездным туризмом на конец мая в сравнении с прошлым годом? Можно ли сказать, что после валютного кризиса 2011-го белорусы снова стали активно путешествовать и тратить деньги на отдых?

В. КАРМАЗИН: — Можно. Если 2011 год был проблемным ввиду валютной составляющей, то 2012-й показал явную стабилизацию на рынке туруслуг Беларуси. По въезду организованных туристов за прошлый год мы имеем 120 тысяч человек (рост 2 процента). Выезд через турфирмы за пределы страны составил 492 000 человек (в 1,5 раза больше показателя 2011 года). При этом число самих турфирм увеличилось на 200 новых игроков (всего сейчас — более 900), а это немало. Как видим, рынок мгновенно отреагировал на возросший спрос.

Конечно, один из самых важных показателей для нас — это въездной туризм. Говоря проще, те суммы, которые иностранцы оставляют в нашей стране. В прошлом году это было 205 млн. долларов, за 4 месяца нынешнего в республику «приехало» уже более 60 млн. долларов. Если сравнивать с аналогичным периодом 2012-го, получается 23—24-процентный рост.

«Р»: — Ваш прогноз на нынешнее лето: сколько валюты может привлечь в Беларусь туриндустрия?

В. КАРМАЗИН: — Мы рассчитываем, что въездной туризм прирастет на 10 процентов. По организованным туристам, выезжающим за рубеж через турфирмы, наш прогноз колеблется в пределах 110—112 процентов роста. И, наконец, самое важное — экспорт туристических услуг. Напомню, в прошлом году туристы привезли в Беларусь 205 млн. долларов, в этом мы рассчитываем на 250.

В общем «пироге» экспорта туруслуг отечественные санатории занимают 62 процента. Не сомневаюсь, что и в этом сезоне санаторно-курортные услуги вызовут не меньший интерес у иностранных и белорусских туристов. Для этого сегодня есть все предпосылки. В первую очередь — финансовые, ведь по итогам прошлого года стоимость одного койкоместа с проживанием и питанием в отечественных здравницах была заметно ниже (202 000 рублей), чем у российских (837 000 рублей), прибалтийских (707 тысяч) и украинских (627 тысяч рублей) коллег.

Вообще, прогнозы — дело неблагодарное, но по началу сезона видно: этот год может повторить абсолютный рекорд 2008-го.

На некачественную работу турфирм поступило 34 жалобы

«Р»: — В прошлом сезоне самой резонансной в сфере работы турфирм стала ситуация с групповым отдыхом детей в Болгарии. Не оформленные надлежащим образом документы, отравление питьевой водой… Какие нарушения выявляет Минспорта в деятельности частных турфирм?

В. КАРМАЗИН: — В прошлом году Минспорта получил 34 обращения на некачественную работу турфирм. Как правило, жалобы носили рабочий характер — не было ни одного случая откровенного криминала в духе «пообещали, забрали деньги и исчезли». Около 30 процентов обращений касались недостоверной информации, то есть заявленные услуги не соответствовали полученным. Еще около трети обратившихся граждан были недовольны качеством самих услуг, указывая на антисанитарию, ненадлежащие условия проживания и питание. Оставшиеся 35 процентов жалоб были связаны с транспортной составляющей, а также конкретными ДТП на трассах с участием туристических автобусов.

Одна из серьезных проблем прошлого года — нехватка разрешений на перевозку пассажиров для болгарских перевозчиков. В итоге получилось так, что белорусские турфирмы отправили детей в Болгарию, а привезти назад уже не смогли. Нам пришлось срочно связаться с Министерством транспорта Беларуси, оно, в свою очередь, вышло на своих болгарских коллег и обменялось дополнительными разрешениями на провоз детских групп. Поэтому в нынешнем сезоне число таких разрешений увеличено вдвое — вопросов быть не должно.

«Р»: — Как известно, к 2015 году объем экспорта туристических услуг Беларуси должен вырасти в 3,5 раза и достичь 480 млн. долларов. Показатель немаленький. Устранены ли сегодня основные факторы, сдерживающие этот процесс? Речь идет об усовершенствовании матбазы санаториев и гостиниц, проблемах визового режима, развитии в областях и столице сети недорогих хостелов, внешнем страновом пиаре и т.д.

В. КАРМАЗИН: — Минспорта не является собственником санаториев, однако на разных уровнях подстегивает их к увеличению своих мощностей и улучшению качества услуг. Ведь именно они сегодня — наш главный козырь, тот конек, который последние 7 лет позволяет наращивать экспортную составляющую отрасли.

Еще одно перспективное направление, которое активно начинает развиваться в Беларуси, — это медицинский туризм. Есть конкретные примеры в столице и областных центрах, когда иностранцы едут в нашу страну за здоровьем. Не секрет, что цены на сложные операции у нас в разы дешевле, чем у соседей. Счет таким поездкам идет уже на десятки тысяч медтуристов в год: очевидно, что в ближайшие несколько лет здесь можно серьезно прирасти. При этом не стоит ограничиваться только медицинскими услугами. Следует подключить туроператоров, активно продвигать продукт на внешние рынки, помогая туристу с трансфером, размещением и, если нужно, визой.

В столице откроются 13 новых гостиниц

«Р»: — Размещение — это, прежде всего, гостиницы, а с ними у нас пока перекос. Четырех- и пятизвездочных отелей в Минске уже достаточно, при этом цены на них выше европейских. А вот бюджетные гостиницы и хостелы по-прежнему можно пересчитать по пальцам…

В. КАРМАЗИН: — Ситуацию удалось сдвинуть с мертвой точки. Хостелы начали строить и в столице, и в регионах — сегодня их уже 8. Параллельно мы начали серьезно заниматься караванингом — обустройством живописных площадок для трейлеров и кемпингов, столь популярных сегодня в Европе. Уже создана Минская организация караванинга, на очереди — республиканская. Департамент приступил к разработке единых стандартов для таких площадок: здесь будут четко прописаны размеры, санитарные нормы и набор обязательных услуг. Пока на всю республику таких стоянок 2 или 3: одна площадка на Нарочи, вторая — на трассе Минск—Могилев… Но ряд частных инвесторов уже заявили о своем интересе к данному направлению.

«Р»: — Какие подвижки наблюдаются в упрощении визового режима?

В. КАРМАЗИН: — От нас здесь зависит далеко не все, хотя позиция Минспорта по данному вопросу известна: доступность страны — залог того, что к нам массово поедут туристы. Указ Президента о подготовке к чемпионату мира 2014 года предусматривает безвизовый въезд для официальных спортивных делегаций и болельщиков: они смогут пересечь границу по электронному билету либо его оригиналу. Вскоре, как вы знаете, должно быть ратифицировано соглашение с Турцией о безвизовых поездках.

«Р»: — Кто и как продвигает сегодня национальный туристический продукт на внешних рынках? Ведь хорошая реклама — 50 % успеха.

В. КАРМАЗИН: — Только в этом году мы участвовали в 6 престижных международных туристических выставках и провели 7 презентаций за рубежом. География встреч очень широкая: Израиль, Лондон, Берлин, Варшава, Абу-Даби, Стокгольм, Россия, Казахстан… Плюс к этому «Центркурорт» (официальный туроператор чемпионата мира по хоккею) также проводит в эти дни ряд масштабных промо-мероприятий, рассчитанных на европейских партнеров.

Не остались в стороне и белорусские дипломаты. МИД сейчас готовит к запуску общестрановой сайт, который расскажет о туристическом и экономическом потенциале нашей страны. Помимо этого, уже определен поставщик на разработку информационного портала «Вся Беларусь».

«Р»: — Вадим Петрович, как вы считаете, скажутся ли подготовительные мероприятия этого года и строительство новых гостиниц к ЧМ-2014 на притоке иностранных туристов в Минск?

В. КАРМАЗИН: — Безусловно. В Минске до конца года откроются 13 новых гостиниц, плюс оборудованные места в общежитиях. В общей сложности в столице появится около 9000 дополнительных койкомест для приема иностранцев. Это серьезный задел для роста экспорта даже в нынешнем году. При этом нужно не распыляться и сконцентрироваться на тех странах, откуда, вероятнее всего, приедут болельщики.

Самая дорогая агроусадьба — 50 долларов в сутки

«Р»: — Валерия Анатольевна, развитию агроэкотуризма в Беларуси могут позавидовать многие соседи по СНГ: за последние 10 лет число усадеб выросло в республике в 100 раз. Сегодня их более 2000, и у каждой есть свои постоянные клиенты. С чем вы связываете небывалую популярность такого патриархального и, в общем-то, семейного отдыха?

В. КЛИЦУНОВА: — Это мировой опыт: как только появляется либеральное законодательство, сельский туризм приобретает взрывной характер. У нас это случилось в 2006 году: Указ № 372 Президента дал небывалые льготы тем, кто решил открыть свой турбизнес в деревне. Сегодня такую деятельность в Беларуси можно начать по заявительному принципу. Достаточно иметь жилой дом с личным подсобным хозяйством и быть зарегистрированным в данном населенном пункте. Подаешь заявление в сельсовет, становишься на учет в налоговую — все, можете сдавать туристам до 10 комнат, кормить их, оказывать экскурсионные услуги и услуги трансфера.

Теперь что касается популярности. Люди уже порядком поездили за это время и все, что хотели, увидели и в Европе, и в Америке, и в Азии… Потом обернулись и поняли: а своего-то дома толком не знают. А тут как раз подоспел новый турпродукт — отдых в деревне. «Ага, что-то новенькое, уж в деревню отдохнуть точно никто никого не возил», — так решили многие и по сей день с удовольствием продолжают открывать для себя не известную ранее Беларусь.

«Р»: — Сколько усадеб из названных 2000 сегодня работают стабильно и прибыльно?

В. КЛИЦУНОВА: — Где-то около 700. Но я бы ушла от количественного фактора успешности: все это дело наживное. Важно другое — то, что в этот бизнес приходят молодые люди, что все они из сельской местности, что они четко представляют себе целевую аудиторию, с которой хотят работать. Приятно, что многие из них в прошлом уже имели агроусадьбы, кто-то сейчас купил старинную усадьбу или хочет восстановить целую деревню.

«Р»: — Есть ли понятие звездности у белорусских усадеб и как в этой связи разнятся цены на такой отдых?

В. КЛИЦУНОВА: — Да, такое понятие есть. За основу мы брали европейские стандарты и 4 категории (читай — четыре звезды). Четыре — это самый высокий уровень, предполагающий великолепное место расположения, комфортные условия проживания, достойное питание и большой набор предоставляемых услуг. Цены за сутки подобного отдыха у наших лидеров колеблются в пределах 50 долларов. Более скромные усадьбы в живописных местах, но с меньшим уровнем комфорта и более скромным кормлением обойдутся в 18—20 долларов с человека. Но это грубый порядок цифр, все зависит от того, на сколько дней вы приехали, одни или с детьми. Здесь все очень гибко.

80 % отдыхающих в деревне — белорусы

«Р»: — Что показывает статистика по отдохнувшим в наших усадьбах за прошлый год? Наверное, большинство постояльцев традиционно составляют соседи-россияне?

В. КЛИЦУНОВА: — Основа агротуризма в подавляющем большинстве государств — это жители данной страны. Таков мировой опыт. И Беларусь здесь не исключение: 80 процентов отдыхающих в наших агроусадьбах — это белорусы. Следующий сегмент гостей (порядка 11 процентов) — это россияне, затем идут поляки, украинцы, литовцы, немцы, молдаване… В перспективе наша страна могла бы приблизиться к Италии, где агротуризм очень развит и число иностранных туристов достигает 50 процентов. У нас прекрасное географическое положение, хорошая природа и очень душевные люди. Они могут создавать комфортую обстановку для иностранцев. Но есть и ряд нерешенных вопросов: нужно приводить в порядок деревню, создавать уникальный региональный турпродукт, учить английский, решать визовый вопрос и т.д.

«Р»: — Любопытно, на данный момент самые отдаленные географически туристы в белорусских усадьбах были из…?

В. КЛИЦУНОВА: — Австралии и Новой Зеландии.

«Р»: — Грибы, рыбалка, озера и реки — стандартный набор развлечений, которые могут предложить белорусские усадьбы. Но что делать, если идет дождь? Чем привлечь, удивить и удержать иностранного туриста в белорусской деревне?

В. КЛИЦУНОВА: — Подобную ситуацию, как никто другой, понимают хозяева усадеб. И заранее к ней готовятся. Многие, например, объединяются и предлагают туристу совместный турпродукт. Это «Воложинские гостинцы», «Зельвенскi дыяруш», «Край желтых кувшинок и седых валунов»... Или любые «зеленые маршруты». Кроме того, подставляют друг другу плечо: когда нет места в одной агроусадьбе, туриста заселят в другую. По этому принципу работают хозяева усадеб-соседок.

Приведу в пример ряд усадеб под Барановичами. В самом районе не так много достопримечательностей или необычной природы. Однако россияне туда едут охотно. Все потому, что хозяева предлагают им интересную программу. Так, проживая в комфортабельных условиях, гости не только удят рыбу, собирают грибы и дышат воздухом. Они выезжают на экскурсии в Минск, в Брестскую крепость. Благо удобное географическое расположение района позволяет это сделать. То есть здесь нашли свою «изюминку». Так должно быть в каждой усадьбе. Нет уникальности? Зато есть памятники, обычаи, обряды… Мы со своей стороны отслеживаем, чтобы в каждой усадьбе был информационный уголок. У туриста должен быть выбор.

«Горящие туры» будут, но в меньшем ассортименте

«Р»: — Алексей Владимирович, что можно сказать о начале туристического сезона-2013: правда ли, что он стартовал гораздо раньше обычного? С чем вы это связываете?

А. БАЗЫЛЕВ: — В календарном смысле старт продаж практически не отличался от периодов прошлых лет. Продажи летних программ по системе «early booking» стартовали начиная с середины декабря. В этом сезоне можно говорить о росте потока туристов и смещении в пользу покупки туров в период раннего бронирования.

На это есть ряд причин. В первую очередь связываю это со стабилизацией экономики. Также опыт прошлых лет показал, что выбор тура перед вылетом часто не дешевле, а дороже, отели, в которые хотелось поехать, уже недоступны, поскольку они полностью загружены или на желаемые даты нет мест на рейсах. Происходит переформатирование сознания клиента: он хочет заранее знать, как, с кем и где он будет проводить свой отдых, и при этом пользоваться системами скидок.

Рост процента продаж по акции «Раннее бронирование» фактически демонстрирует классическое развитие в сторону туристических рынков стран Западной Европы.

«Р»: — Какие направления пользуются повышенным спросом? Правда ли, что этим летом такое понятие, как «горящий тур», может стать неактуальным ввиду повышенного интереса потребителей к отдыху за рубежом?

А. БАЗЫЛЕВ: — Традиционно самая высокая популярность у безвизовых направлений, далее идут такие направления, как Болгария, Греция и Испания. Мы внимательно следим, чтобы у клиента был выбор в разумный срок определиться с туром и улететь. Считаю ситуацию, при которой на 2—3 месяца вперед все уже продано, непрофессиональной. Исключение могут составлять только визовые направления, глубина продаж которых может достигать 20—25 дней, но это связано исключительно со сроками получения виз.

«Горящие туры» будут, но процент таких предложений и их ассортимент будут значительно снижены. Это обусловлено сбалансированными программами рынка (что характерно также для Москвы и Киева) и высокой загрузкой наиболее популярных отелей, многие из которых по ряду периодов уже находятся в стопе.

(Окончание материала читайте ЗДЕСЬ)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter