Отделенные от государства

Деятели культуры решают одну проблему: как выжитьХудожник и власть. Отношения их в разные времена были непростыми, но ситуация, в которой оказались российские деятели искусства и всей отечественной культуры сегодня, требует к себе особо пристального внимания государства. Об этом беседуем с профессором, доктором филологических наук, членом-корреспондентом РАН, первым секретарем исполкома Международного сообщества писательских союзов Феликсом КУЗНЕЦОВЫМ.

– Феликс Феодосьевич, с полгода назад вы вместе с другими руководителями творческих союзов России встречались с председателем Совета Федерации Сергеем Михайловичем Мироновым. Чем была вызвана тогда ваша с ним встреча?
– Дело  вот  в  чем:  если  при  советской власти существовало своего рода министерство – Союз писателей СССР, которое занималось созданием условий жизни писателя, то теперь все писатели, да и художники, оказались на жизненной обочине. Государственный интерес к ним в России отсутствует напрочь. Сегодня, как сказал незадолго до смерти поэт Расул Гамзатов: литература, как церковь, отделена от государства.
– Мне кажется, писателям в нынешней ситуации даже сложнее, чем другим художникам…
– Это действительно так. У писателя нет таких структур, где бы он мог получать зарплату. Мы – люди свободного творческого труда. Поэтому единственный путь нашего спасения – это принятие закона, защищающего наши интересы.
– Насколько я помню, парламент уже дважды принимал закон о творческих союзах и творческих работниках.
– Действительно, 1 декабря 1999 года Государственная Дума  РФ приняла федеральный закон
«О творческих работниках литературы и искусства и их творческих союзах». В конце того же месяца закон одобрил Совет Федерации. Однако уже в январе 2000 года он был отклонен президентом Владимиром Путиным. В письме на имя председателя Госдумы было указано на  недоработки в принятом законе.  Но никто, собственно, этим законом с тех пор не занимался.
– Извините, но сейчас слышится немало таких разговоров: вот, мол, писатели добиваются для себя  особых условий, к которым  привыкли при советской власти…
– Писатели  добиваются не льгот и привилегий, а того, чтобы их уравняли в гражданских правах с другими категориями населения, с учетом специфики нашего творческого труда. Потому что, если бы мы служили, мы бы имели право на бюллетень, на нормальную пенсию, а не на восемьсот рублей в месяц, которые получают даже никогда не работавшие бомжи.
Раньше существовало понятие «творческий стаж», и Союз писателей выдавал справки о его наличии, сегодня мы этого права лишены. Процесс творчества, как выясняется, трудом не считается. Теперь писатель лишен права и на дополнительные квадратные метры для кабинета (хотя у него другого места для работы, кроме своей квартиры, нет), большие проблемы у художников  и  скульпторов  с  мастерскими. В общем, нас приравняли к общественным организациям, что в корне неверно. Для членов общественных организаций участие в них – просто хобби, любительство (собирание марок, этикеток, увлечение созданием исторических костюмов и так далее). Для нас же профессия писателя – хлеб насущный.
– Писателям и всем деятелям культуры и искусства предлагают не претендовать на отдельный, специальный документ, а просто согласиться с тем, что будут внесены определенные поправки в существующие законы.
– Я внимательно изучил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который есть в Комитете Госдумы по культуре. Этот проект никак не решает стоящих перед творческими работниками проблем. Таким путем задачу законодательных гарантий прав и защиты интересов творческих работников решить невозможно.
– Феликс Феодосьевич, почему же так велико сопротивление в его принятии?
– Видите ли, это вопрос идеологии. За ним стоит уже имеющий свою историю спор государственников и либералов. Последние считают, что государство ни во что не должно вмешиваться, пусть все в стране само собой организовывается. В результате главной фигурой в развитии культуры окажется не творец, а менеджер. Получается, что культура – это только то, что можно купить и продать. Так, собственно, сегодня  и есть. Но этот путь не приведет  нас  ни  к чему хорошему. В этом случае культуру как таковую ждет полное уничтожение. В ее развитии  роль государства – важнейшая, переоценить ее невозможно. И вообще, необходимость участия государства в жизни, даже в экономической жизни, сегодня очевидна. Если отдать ее на откуп рынку, мы вообще уведем ее от решения присущих ей извечных проблем, связанных с понятием добра и зла. Государственники справедливо считают, что творческие союзы – одна из самых демократических форм организации творческого труда, обладающая к тому же и свойством обратной связи, что способствует улучшению ее деятельности. Было бы  важно возродить в России хотя бы несколько государственных издательств.
– Вы не ошиблись в своих надеждах на председателя Совета Федерации в его понимании сложности судьбы нынешних писателей?
– Встреча, как сейчас принято говорить, была конструктивной и деловой. Он внимательно всех  выслушал и пообещал поддержку. Правда, заметил, что с сожалением слышит разговоры об идейном разброде в творческих рядах. На что мы ему сказали, что теперь не до разброда, – всем художникам приходится решать одну и ту же проблему: как выжить. Потому и в нашей делегации были представители различных писательских союзов, архитекторы, художники, музыканты и композиторы, театральные деятели.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter