Отдайте мне мои «кровные»

Мини-опрос: Зависит ли ваша зарплата от прилагаемых усилий?

Как работает система мотивации, и всегда ли она помогает повысить эффективность труда

Приходилось как-то слышать, как заместитель премьер-министра Анатолий Тозик, который несколько лет работал в Поднебесной в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси, говорил: «Вот если бы мы работали так, как это делают китайцы, жили бы гораздо лучше, чем сейчас…» Лично я не очень хорошо представляю, как работают китайцы. Но в чем я точно уверена, так это в том, что мы, действительно, можем работать лучше. Вовсе не имею в виду, что нужно засиживаться на работе допоздна, приходить по выходным, игнорировать обеденные перерывы… В общем, вкалывать так, что дома хватает сил только на то, чтобы дойти до постели и рухнуть, не раздеваясь. Жизнь — это не только работа. И те 8 часов в будние дни, которые мы традиционно посвящаем тому, чтобы заработать на жизнь, развиваться в своей профессии, получать удовольствие от этого процесса (и так далее, исходя из списка ваших приоритетов), на мой взгляд, тоже немало. И тратим мы их, согласитесь, не всегда эффективно. А зачем? Если уж так, не лучше ли перевестись, например, на полставки и посвящать больше времени семье, детям, самим себе? Или придумать иной вариант, чтобы не тратить понапрасну время? Лично мне его бывает порой очень жалко.

Но ведь есть и другая сторона медали. Я думаю, многие время от времени задаются вопросом: а что произойдет, если я буду работать лучше? Смогу ли я больше зарабатывать? И надо ли это моему коллективу (предприятию, организации)? Чтобы не делать каких-то глобальных обобщений (нас ведь, работающих, в Беларуси около 4,6 миллиона человек), спросила у нескольких знакомых, зависит ли их уровень вознаграждения от тех усилий, которые они прикладывают на своем рабочем месте.

Начала, что вполне логично, с коллеги журналиста. Правда, из другого издания. «В нашей профессии очень важно работать на свое имя: если тебя заметили, то будут приглашать писать для других изданий. Если предложений много, начинаешь выбирать более интересные и денежные, но отчасти это и экстенсивный путь развития — приходится посидеть за компьютером и вечером, и в выходные, — рассказал он мне. — На своем рабочем месте я выполняю те задачи, которые ставит руководство. За статьи, конечно, полагаются гонорары, но чем больше пишешь, тем они почему-то меньше и меньше. Да и место на страницах журнала не резиновое, все равно часть материалов уходит в запас на будущее».

«На прежнем месте работы у нас действовали целые тома инструкций, чтобы стимулировать сотрудников, — поведала служащая банка. — Но проблема в том, что, например, в работе с физическими лицами уровень продаж банковских продуктов зависит не только от твоей расторопности, настойчивости и профессионализма, но и от ситуации на рынке, от востребованности тех или иных услуг и т.д.». Получалось, что переменная часть в ее вознаграждении доходила иногда до 60—70 %, но ее могло и не быть вовсе. А постоянная — это «сумма, на которую прожить невозможно». Сейчас девушка перешла работать в другой банк («в том числе и по причине слишком громоздкой системы мотивации»), и ее постоянная зарплата выше, чем со всеми мотивационными выплатами на прежнем месте работы. «Стала хуже работать?» — спросила я ее. И услышала в ответ: «Вовсе нет, выполняю те задачи, которые ставит передо мной начальство, в рамках моих функциональных обязанностей. Кажется, справляюсь неплохо».

Еще одна участница моего мини-опроса — человек с богатым опытом работы в рекламе, работающая в издательстве. Конечно, рекламисты получают свой процент с продаж, и это очень хороший стимул, чтобы трудиться и трудиться не покладая рук. «С клиентами у меня все складывается хорошо, многие за долгие годы сотрудничества стали добрыми друзьями, — рассказала женщина. — Но я жалею, что в какой-то момент не открыла собственный бизнес. Один из руководителей постоянно «зажимал» мне проценты, объясняя это тем, что зарплата у меня получается больше, чем у него. Разве это аргумент? Но примерно так рассуждают многие начальники. Уже несколько компаний поменяла, но каждый раз приходится с боем добывать свои «кровные», потому что суммы получаются приличные».

А вот специалист по связям с общественностью одной успешной частной компании-производителя на систему оплаты труда не жалуется. «Получаю постоянный оклад, но когда идет реализация проектов, требующих больше времени, креативного подхода, координации, то к нему полагается ежемесячная премия, и она очень ощутимая», — рассказала она. К тому же руководство видит, насколько результативен каждый сотрудник, и всегда идет навстречу, если надо оплатить необходимое обучение. «Можно просто прийти и мотивировать свое решение, и проблем не возникает. Наша компания вообще славится тем, что очень много вкладывает в обучение. Я, например, посещаю многие семинары, круглые столы, фестивали рекламы», — добавила специалист.

Другой респондент работает на государственном предприятии, производящем оборудование, начальником цеха. «От меня многое зависит: не обеспечил поставки необходимых комплектующих — весь цех не выполнил план. А исходя из этого показателя определяется уровень премиальных. Например, у меня около 60 % от оклада составляют надбавки (за стаж и т.д.), еще примерно столько же — так называемая «прогрессивка», ее в зависимости от результата могут порезать. Вот в прошлом месяце мы не дотянули до плана, и я недосчитался около миллиона рублей», — рассказал работник предприятия.

Выводы из этих простых ответов можно сделать разные. Конечно, у каждого человека свое понимание ответственности (или безответственности), и если один тут же свернет бурную деятельность, как только выпадет из поля зрения начальства, то другой на его месте продолжит добросовестно трудиться. И далеко не все зависит от уровня мотивации. И все-таки вспомню слова одного известного консультанта в области управления персоналом, который сказал в одном из интервью: «Любой здравомыслящий сотрудник выполняет только те задачи, которые мотивируются и контролируются». Думаю, большинство руководителей это хорошо понимает, хотя на самом деле создать действенную, отлаженную систему мотивации совсем непросто. Но не делать этого — себе дороже. Энтузиазм, горящие глаза и трудовые подвиги — это все производные от понимания, что впереди ждет много «вкусного». Видим достойную цель — начинаем шевелиться быстрее и эффективнее. А если нет? Значит, надо продолжить поиски этой цели. Или самостоятельно, или вместе с работодателем, если он к тому готов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter