Отдать швартовы

Водный транспорт страны в 2012-м заработал около Br 14 млрд

Водный транспорт в Беларуси в прошлом году заработал порядка Br 14 млрд.

Без малого полтора десятка миллиардов белорусских рублей прибыли, как отметил начальник Управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрей Чернобылец, это сумма хоть и небольшая, но позволяет говорить о дальнейшем развитии отрасли. Сегодня в ведомстве упор делают на развитие и модернизацию материально-технической базы водного транспорта. В настоящий момент водный парк страны — это 700 судов, начиная с пассажирских и буксирных теплоходов и заканчивая землесосными снарядами. Базируются они в 10 речных портах страны.

Полная загрузка

В большинстве своем наш речной флот перевозит строительные и лесные грузы, осуществляет транспортировку негабаритных узлов и агрегатов, необходимых для обновления крупных энергетических объектов. И если в прошлом году снижение темпов строительства сказалось на объемах загруженности суден, то в нынешнем специалисты констатируют заметный рост. «Несмотря на затяжную зиму, когда навигация началась поздно, мы ежемесячно в объемах перевозок прибавляем по 20 %», — рассказывает Андрей Чернобылец.

В то же время доля пассажирских перевозок небольшая. Так, например, по данным Белстата, в 2012 году теплоходы перевезли 217,9 тыс. пассажиров в пределах города и 74,3 тыс. в пригородном направлении. Очевидно, что во многом такое передвижение обусловлено развитием водного туризма. Сегодня пассажирские и прогулочные суда есть в Бресте, Пинске, Гомеле, Мозыре, Витебске, Гродно, Могилеве и Минске, а также в некоторых национальных парках и на Минском море. «За последние несколько лет мы построили пять новых пассажирских судов, два из которых создавались по старым проектам. Один такой теплоход курсирует по Августовскому каналу, другой — в Нацпарке «Припятский». Еще два судна, построенные по новому проекту, оснащенные кондиционерами, бесшумными двигателями, переданы коммунальным службам Витебска, одно — могилевчанам. Хороший пример вклада в развитие агротуризма — плавучая гостиница в Турове, — говорит начальник Управления морского и речного транспорта Минтранса и коммуникаций. — Необходимую техническую базу мы обеспечиваем, а вот как будет развиваться водный туризм, от нас зависит в меньшей степени. Начиная с 2004 года мы искали приемлемую для нас форму работы и определили, что судовладельцы должны заботиться о технической эксплуатации судов, а специализированные туристические организации — обеспечивать их коммерческую загрузку».

Сплавать «в гости»

Кроме создания и модернизации новых судов, озадачена отрасль и развитием речной инфраструктуры. Сейчас, например, идет реконструкция сооружений Днепро-Бугского канала, в частности обновляются судоходные шлюзы. Проект позволит значительно улучшить судоходные условия этой «артерии», а в перспективе будет способствовать включению водных путей Беларуси в общеевропейскую воднотранспортную систему. Одновременно с реконструкцией шлюзов строятся малые гидроэлектростанции. К слову, на канале уже функционируют четыре ГЭС, в проекте еще одна. Реконструируются и модернизируются портовые сооружения. Например, в Бресте за пределами города построят новый порт. Уже определено место, разработана проектно-сметная документация, а работы по выносу причалов начались в прошлом году. Это логично: Брест развивается, и занятые участки целесообразно использовать под другие объекты. Кстати, проект реализуется по поручению главы государства и включен в Государственную инвестиционную программу. Андрей Чернобылец отметил, что ведомство будет изыскивать и дополнительные источники финансирования.

Присматривается Беларусь и к водным артериям соседних государств. Так, республика выступает за создание равных условий доступа транспорта к водной инфраструктуре всех участников ЕЭП. В частности, по инициативе нашего государства сейчас рассматривается вопрос доступа белорусских судов или судов под белорусским флагом к рекам восточной страны-соседки. «Фактически работа началась с этого года, наш вопрос принят к рассмотрению, — делится промежуточными итогами Андрей Чернобылец. — Кроме этого, идет работа и по развитию перевозок в направлении Украины. Есть ряд проблем, которые рассматривались в том числе на заседаниях межправительственных комиссий. Было достигнуто определенное понимание. Если мы в ближайшее время (а предпосылки есть) доведем эти вопросы до логического решения, то развитие перевозок будет обеспечено».

Бескозырки белые…

А тем временем задумались в Беларуси и о создании своего морского флота. По словам представителя Минтранса, сейчас формируются институты, которые будут обеспечивать регистрацию судов под белорусским флагом. Параллельно в республике создаются условия для развития судовладельческого бизнеса. Не первый год предприятие «Беларуськалий» фрахтует плавательные средства за границей для внешнеторговой перевозки грузов. «Когда появятся суда у белорусских резидентов, возможно, они зарегистрируют их под белорусским флагом», — предположил Андрей Чернобылец. Специалист также отметил, что нашим судовладельцам, не имеющим опыта, достаточных финансовых ресурсов и доступа к дешевым кредитам, пока сложно конкурировать с заграницей, предлагая свои услуги иностранцам.

Между тем в республике выдано более 2 тыс. национальных удостоверений личности моряка, планируется до конца года создать в стране и лоцманскую службу. Без подготовленных знатоков каждого метра реки пароходу порой трудно бывает пройти по фарватеру. А если речь идет о передвижении иностранных судов по нашим рекам, то без помощи местных специалистов не обойтись. 

----------------------------------------

Кстати

Протяженность белорусских водных путей — около 2 тыс. километров. Перевозки осуществляются по Днепру, Припяти, Березине, Западной Двине, Сожу, Неману, а также по Днепро-Бугскому каналу. 

---------------------------------------

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter