Отдать долги

Как получилось, что в центре Минска находится заброшенное, фактически стертое с лица земли Братское кладбище защитников нашего, некогда общего Отечества? Этот вопрос мы задали Михаилу Ткачеву, руководителю международного общественного объединения “Единая Русь”.

— Виной всему тогдашняя идеология, — говорит Михаил Иванович. — Те, кто перекраивал нашу историю, старались вычеркнуть из памяти народа тот факт, что Первая мировая война до революции справедливо называлась Отечественной. И не по приказу сверху. Как только нога оккупанта ступала на землю Отечества, война становилась таковой в сознании народа, возникало народное ополчение. Около пяти тысяч ополченцев из разных уголков Беларуси, России, Украины были захоронены на Братском кладбище. 
Но память об их подвиге, увы, оказалась очень короткой. Вскоре после революции на кладбище исчезли кресты, а потом его и вовсе превратили в скотный рынок, известный под названием Сторожовка. Минчане и приезжие из окрестных сел крестьяне продавали и покупали здесь скот, собак, кошек, птиц. Скрипели телеги, ругались матом мужики, животные месили копытами грязь и оскверняли землю, в которой лежали ее защитники.  
Просуществовал “блошиный рынок” до 1996 года, после чего на этом месте долгое время светил серой плешью неприглядный пыльный пустырь.
Несколько лет назад на этот участок обратили свои взоры строительные фирмы. У границы захоронений затеяли строительство, один из многоэтажных домов строили в прямом смысле слова на костях защитников Отечества.
— Когда рыли котлован под фундамент, из огромной ямы то и дело доставали человеческие кости, — рассказывает один из активистов объединения “Единая Русь” Анатолий Ткаченко. — Земля в центре Минска, да еще рядом с зоной отдыха — на вес золота, и деньги здесь можно заработать немалые. Но разве есть что-то дороже нашей общей истории, нашей памяти и традиций, совести, наконец?! Разве престиж и историю государства можно свести к коммерции? Ведь цивилизованность любого общества оценивается и по тому, как оно относится к своему прошлому.
В Москве, в бывшем Императорском архиве, хранятся подлинные документы с именами тех, кто захоронен на минском кладбище.
— За счет добровольных пожертвований наших граждан мы собрали необходимую сумму для поисковых работ и получения из Государственного архива России копий этих документов, — говорит Анатолий Ткаченко. —  В них значатся фамилии солдат и офицеров Заславского, Витебского, Преображенского, Московского, Киевского, Семеновского, Таврического, Черниговского полков, уральских и донских казаков. Всего более двух тысяч фамилий погибших с указанием званий и воинских частей. И это тоже история, достойная увековечения. Логично будет не только воссоздать православную часовню, но и построить храм-памятник и на мраморных обелисках увековечить имена тех, кто здесь покоится. До сих пор ни в одной стране на постсоветском пространстве нет подобных памятников. Я уверен в том, что эту идею поддержат не только наши соотечественники, но и европейские страны, в частности Франция, на территории которой также воевали русские батальоны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter