Фильм Вячеслава Никифорова «Тум-Паби-Дум» вышел в прокат

Отдам себя в хорошие руки

Такого героя на нашем экране еще не было

У Национальной киностудии “Беларусьфильм” богатые традиции в детском кино. Наряду с военными картинами оно всегда пользовалось успехом и до сих пор любимо зрителями. Режиссеры умели находить нужную интонацию, выходить на обобщение через яркую и выразительную форму сказки, дававшей возможность размахнуться еще и лучшим композиторам, художникам, сказать о жизни что-то своевременное, то, что зритель улавливал своими “антеннами” и был счастлив.

Вячеслав Никифоров умеет рассказывать зрительские истории
Фото Артура Прупаса
Вспомним картины Леонида Нечаева “Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку”, “Сказка о Звездном мальчике”, комедию Игоря Добролюбова “По секрету всему свету” и многие другие. Позже в канве благодушного семейного кино были сняты “Дунечка” Александра Ефремова, “Бальное платье” и “Маленький боец” Маргариты Касымовой. Так что “наследственность” у нового детского фильма киностудии “Тум-Паби-Дум” режиссера Вячеслава Никифорова весьма качественная. Хотя его новая картина — не сказка, а скорее лирическая современная история с хеппи-эндом.

Сценарий Никифоров написал вместе с Дмитрием Михлеевым, опытным кинематографистом, снявшим около 30 документальных и художественных фильмов, написавшим сценарий детского фильма “По секрету всему свету” по рассказам Виктора Драгунского. И в главном герое фильма, к которому все обращаются по имени-отчеству, детдомовце Сан Саныче есть что-то от Дениса Кораблева. Он весел и бодр, никогда не унывает, заботится о ближнем. Не ждет милости от природы — сам размещает в интернете видеоролик о себе: “Ищу семью с целью устройства личной жизни”.

Желающих усыновить Сан Саныча оказывается множество. Но сам он больше озабочен судьбой своей подружки Алеськи. Витального Сан Саныча играет одессит Артем Венгерович. В фильме снялись любимые многими актеры Валерия Арланова, Павел Харланчук, Сергей Чекерес, Ольга Клебанович, Алексей Шедько. В небольшом эпизоде, словно подражая Альфреду Хичкоку или Эльдару Рязанову, которые появлялись в эпизодах своих картин, в роли городского художника мелькнет и Вячеслав Никифоров. Немного странно, что Ольгу Клебанович озвучивает Татьяна Мархель, правда, на хорошем литературном белорусском языке...

Никифоров — мастер с большим опытом, режиссер вгиковской выучки. Профессионал, экранизировавший произведения Тургенева (“Отцы и дети”) и Пушкина (“Благородный разбойник Владимир Дубровский”). Он получил премию “Золотой орел” за остросюжетный сериал “Палач”. А недавно стал художественным руководителем Национальной киностудии “Беларусьфильм”. Вячеслав Александрович точно знает, чего хочет зритель:

— Уверяю вас, вы соскучились по таким фильмам. Для детей сейчас делается крайне мало картин или вообще не делается. А мы постарались снять так, чтобы и взрослым, и детям было интересно. Наш главный герой говорит со взрослыми на равных, делится с ними знаниями. Такого героя на нашем экране еще не было. Успех любого фильма — это прежде всего интересный центральный персонаж. Кроме того, в разных ракурсах вы увидите наш прекрасный Минск.

На премьере в кинотеатре “Мир” режиссер признался, что новый фильм, несмотря на легкость жанра, создавался совсем непросто:

— Было очень трудно. Не хочу жаловаться, главное — мы сделали это в очень сложных условиях. Жизнь украшена тем, что нам наконец-то отреставрировали киностудию, спасибо за это нашему государству. Мы получили роскошную современную студию, которой, конечно, пока чего-то существенного не хватает. Есть хорошие стены и энтузиасты-люди. Работая над картиной, я увидел как перспективы, так и тупики. Увидел, в каком расшатанном состоянии находится производство. Началось это не вчера, в течение нескольких лет все расшаталось... Не буду вдаваться в причины, почему это произошло. 

У нас очень мало хороших сценаристов, а основа любого фильма — крепкий сценарий. И режиссеров маловато. Хотя есть приятная тенденция: сейчас снимают все на мизерные деньги, и это здорово. Поднялась какая-то волна кинематографического увлечения. Значит, будет прилив в академию искусств и на киностудию. Кадры легко распылить и очень трудно заново собрать. Думаю, еще 2—3 года мы будем видеть лишь отдельные единичные фильмы. Хотя можем снимать 6 картин в год. Хотелось бы, чтобы появился крупный национальный проект. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter