Неиспользуемое имущество можно продавать за символическую плату. Почему желающих немного?

Отдадут в хозяйские руки

Некоторые организации несут сегодня серьезные финансовые потери по содержанию, охране и уплате налогов на неиспользуемое имущество. Оно не дает финансового результата, не участвует в предпринимательской деятельности. Так что же с ним делать?



Принятый в мае прошлого года Указ № 169 конкретизировал действия по работе с имуществом, оказавшимся вне экономического оборота. Его накопилось много, однако динамика процесса вовлечения в хозяйственную деятельность недостаточно активна, считает председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Леонид Брич. С принятием указа действующая система реализации объектов была значительно упрощена. Например, теперь на аукционах объект может выставляться за одну базовую величину — это разрешено для всех городов и населенных пунктов, кроме областных центров и Минска. И хотя в минувшем году было продано имущества в количественном выражении меньше, чем в 2018-м, но в ценовом — больше на 20 процентов. Это говорит о том, что указ дал возможность распоряжаться имуществом более эффек­тивно.

Теперь у покупателей появилась возможность приобретения в рассрочку. Если раньше она была до года, то сегодня — до трех лет. Откровенно говоря, учитывая не очень высокую привлекательность многих объектов, рассрочку можно смело увеличивать, и от этого государство может только выиграть, ведь потенциальные покупатели — это еще и потенциальные налогоплательщики.

Правильным решением видится и сокращение количества шагов понижения цены продажи имущества на торгах за счет исключения первого обязательного шага понижения цены на 20 процентов. Это значит, что при отсутствии спроса на объект на повторные торги он может выставляться сразу со снижением цены до 50 процентов.

Предусмотрены право и алгоритм реализации неиспользуемой недвижимости для последующего ее сноса. Но понятно, что это затратные мероприятия. Однако бывают случаи, когда подобные объекты хотят купить физические лица или организации для разборки на строительные материалы, не имея заинтересованности в получении земельного участка. В связи с этим теперь продавцу не надо оформлять техпаспорт и правоустанавливающие документы на объект, а покупателю — земельный участок, на котором расположен объект.

Для того чтобы приобрести государственную недвижимость, необходимо поучаствовать в  аукционе. Но к сожалению, покупателям зачастую приходится сталкиваться с морально и физически устаревшими объектами, с инфраструктурой и коммуникациями, непригодными для дальнейшего активного использования, — требуются огромные капиталовложения. По идее, активизировать продажи могла бы определенная предпродажная подготовка, проведенная предприятиями, ведомствами или местными властями, но вопрос наличия на это целевых средств всегда стоит на первом месте. Поэтому, как считает экономист Алексей Авдонин, действенным способом стало бы участие в программах различных фондов по развитию малого предпринимательства с привлечением финансов банковских и других структур, в том числе международных.

Перспективным считают эксперты создание в заброшенных помещениях офисных и производственных инкубаторов с правом размещения станков, технологического оборудования и т. д. Существует большое количество объектов, к которым подведено только электричество. Коммуникации, теплоснабжение, канализация отсутствуют. Как использовать, например, бывшие склады, пилорамы? Нужны финансы, чтобы можно было радикально реконструировать подобные здания под более высокотехнологичные производства и производственные инкубаторы. А где взять необходимые инвестиции? Осуществлять подобные проекты за счет бюджета местных властей — не самая, как говорится, лучшая идея. Продавать за бесценок тоже не является приемлемым вариантом — нерационально, да и возникновение коррупционных схем в таких случаях исключать нельзя.



Что значит реализация объектов за базовую величину? Понятно, что тогда, как правило, покупателю придется серьезно раскошелиться на ремонт и реконструкцию. А бывает, что кто-то покупает заброшенные строения и ничего с ними не делает. Известны случаи, когда исполкомы через суд и ликвидационные производства пытались вернуть такие здания или ввести их в хозяйственный оборот. Поэтому необходима централизованная программа, обеспеченная республиканскими банковскими финансами и поддержкой инвестиционных фондов. Двигаться в этом направлении надо ускоренными темпами: здания разваливаются, их рыночная стоимость падает. Вполне вероятно, что в недалеком будущем значительная часть пустующего имущества станет пригодной только под снос. Но и здесь встает вопрос финансирования, так как снос — довольно дорогой вид работ.

Совершенствование нормативной базы — один из важнейших моментов. Указ № 169, безусловно, носит прогрессивный характер. Самое главное, что он подталкивает к действиям хозяев неиспользуемого имущества. Еще недавно им с вырученной суммы почти ничего не перепадало. Теперь оставить можно 50 процентов средств. Это право является хорошим поводом для того, чтобы тщательно проанализировать свои активы и определить, с чем можно безболезненно расстаться и, более того, получить прибыль. Перспективным выглядит и предоставленная возможность права выкупа арендованного государственного имущества физическими лицами, занятыми в сфере агроэкотуризма и ремесленничества. Положительный эффект вполне ожидаем, так как раньше в роли покупателей недвижимости могли выступать только юридические лица.

Для того чтобы включать в экономический оборот неиспользуемое имущество, нужно мотивировать руководителей предприятий и учреждений, которые распоряжаются этими пустующими зданиями. Ведь часть директоров по понятным причинам не спешит проявлять инициативу в этом вопросе. Необходимы четкие однозначные регламенты и нормативные документы, которые позволяли бы, например, устанавливать адекватные и конкурентоспособные цены на аренду, делая эту процедуру прозрачной для всех сторон. Надо развивать консультативную помощь для руководства балансосодержащих предприятий. Действительно, ведь директор, например, станкостроительного завода может с трудом представлять себе, насколько эффективно могут использоваться отдельные помещения и оборудование в сфере услуг. Большую поддержку в этом отношении могли бы оказывать и местные центры поддержки предпринимательства, предлагая также различные схемы для малого и среднего бизнеса, представители которого очень активно интересуются подобными активами государства.

В ТЕМУ

Комитет «Минскгоримущество» составил рейтинг результативности 52 аукционов по реализации 23 объектов госнедвижимости.

Пятерка самых успешных продаж прошлого года выглядит так:

• Здание крытого гаража на переулке Ольшевского ушло с молотка более чем за 1,43 миллиона рублей.

• Стоимость незавершенных незаконсервированных капитальных строений на ул. Корженевского общей площадью свыше 13 тысяч квадратных метров на июльском аукционе выросла более чем в 6 тысяч раз — с 6 базовых величин до 1,02 миллиона рублей.

• Более чем за 400 тысяч рублей ушла с молотка производственная база ГПО «Минскстрой»: комплекс из пяти зданий общей площадью 718,4 квадратного метра на ул. Казинца, 6Б.

• Единственный участник торгов заплатил за объект республиканской собственности на ул. Автомобилистов, 4 более 312 тысяч рублей.

• Бывший детский сад на ул. Омельянюка, 3 в октябре 2019-го ушел почти за 196,9 тысячи рублей. Главное условие, которое необходимо выполнить покупателю, — в будущем в здании должно работать учреждение образования.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter