Отдадим фольклор в хорошие руки!

В Поставах прошел XI Международный фестиваль народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк»...

Давние мои мечты о спокойном, отнюдь не экстремальном отдыхе приобрели вполне конкретные очертания в минувшие выходные в Поставах, на XI Международном фестивале народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк». Чудные домики районного городка наподобие швейцарских шале, романтические вывески типа «Прыгажуня» или «Эдельвейс» на магазинах, прозрачное озеро... И много хорошей народной музыки. Собственно, и присуждение наград на фестивале носило характер довольно условный: фольклором теперь занимаются профессионалы...


— Во время каждого фестиваля город молодеет, становится краше и, кажется, расширяет свои границы, — замечает председатель жюри, народный артист и профессор Михаил Козинец, 70–летие которого, к слову, отметили на празднестве. — «Звiняць цымбалы i гармонiк», на мой взгляд, входит в пятерку самых значимых культурных событий в нашей стране, потому что кроме новых встреч, показывает пути развития народного искусства.


В этом году к списку постоянных участников из России, Украины, Польши и стран Балтии на фестиваль приехали гости из Боливарианской Республики Венесуэла и Хорватии. В атмосфере праздника с песнями, плясками, фейерверками и горами сувениров из «Города мастеров» повседневные заботы и хлопоты забываются, возникает чувство необыкновенного подъема.


Правда, его слегка погасило однажды легкое разочарование. Вместе с двумя пареньками и девушкой довелось ожидать маршрутку на остановке. «А вы не на конкурс любительских вокально–инструментальных ансамблей «Кто кого?» — интересуюсь, не ожидая подвоха, у своих ровесников. «Нам это не очень интересно, — отвечают, смеясь. — Вечером Жора Колдун должен приехать, вот его надо непременно увидеть». Конечно, исполнитель популярных песен и ведущий шоу «Один против всех» в отличие от любого фольклорного коллектива регулярно появляется на телеэкране — с его известностью не поспоришь. Выходит, фольклор не востребован и фестиваль — это праздник немного искусственный? Однако заведующая струнным народным отделением могилевской детской музыкальной школы № 5 Татьяна Пакрава с моими сомнениями не согласна:


— Цимбалы у нас — один из самых любимых инструментов. Ребят привлекает возможность играть в ансамблях, оркестрах. И мы, преподаватели, стараемся почаще выступать на городских праздниках, чтобы о нас знали.


Ансамбль народной музыки «Крынiца», где Татьяна по совместительству и цимбалист, и вместе с Леонидом Горбатюком один из руководителей, и правда умеет зацепить: в ход идут и японские маракасы, и русские балалайки с гармошками. Впрочем, национальная принадлежность — понятие применительно к музыкальным инструментам вообще довольно условное. Например, «Гарны хлопцы» из киевского ансамбля «Будьмо» привезли с собой старинные цимбалы. От белорусского «струнного коня» «украинец» отличается наличием педали, большими размерами и диапазоном звучания. А участники поставского коллектива «Паазер’е» представили цимбалы диатонического строя из деревни Груздово — тоже созданные по старинным образцам. Инструмент весьма колоритный. Крепят его на плече с помощью ремня, а играют деревянными, не обшитыми тканью молоточками.


Вторую жизнь уникальной конструкции подарил Анатолий Соболь, художественный руководитель ансамбля «Паазер’е» и директор Поставской детской школы искусств. На фестивале как раз проходила презентация нового диска этого любительского коллектива, уже второго по счету — «Груздаўская вясельная».


Пожалеть мне пришлось во время фестиваля лишь об одном: поездка по памятным местам Поставского района совпала с мастер–классами в Доме ремесел. И хотя увидеть ферму, где разводят страусов, очень хотелось, я предпочла все же второй вариант. Юных красавиц из ансамбля «Салтарелла» при пинской музыкальной школе № 1 я приметила еще раньше, на презентации коллективов. Необычные произведения, знаете ли, исполняет этот коллектив на лютне и виоле — старинных инструментах, долгое время считавшихся предшественницами гитары и скрипки. Вот что рассказал руководитель ансамбля Юрий Дубновицкий:


— Самым популярным композитором–лютнистом, чья известность на рубеже XVI — XVII веков могла бы сравниться, наверное, с успехом «Битлз» у наших современников, был Джон Доуленд. Тогда во Франции и Англии лютня царила и при дворе, и на народных гуляньях, и даже в военных походах. А в ВКЛ первой привезла лютнистов из Италии Бона Сфорца, став женой Жыгамонта Старого. Были у нас и свои прославленные сочинители: Валентин Бакфарк и Кшиштоф Клабане.


Вообще, на мой взгляд, слушать старинную фольклорную и аутентичную музыку следовало бы не только по праздникам. С ежедневным агрессивным наступлением попсы наши уши, прямо скажем, порядком огрубели. А фольклорное творчество так щедро на эмоции, так бесхитростно и бескорыстно, что всегда невольно, как под свежий ветер и солнечные лучи, раскрываешься ему навстречу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter