От звонка до звонка

Взгляд из деревни Губино1 сентября в Губинскую начальную школу—сад Лепельского района могли прийти всего четверо ребятишек. Этого не произошло: к новому учебному году школа была закрыта.

Четыре ее ученика и местные дошколята на произвол судьбы не брошены: школьные автобусы доставляют их в соседние агрогородки  Камень и Боброво. Педагоги тоже не остались без работы. Директор стала завучем одной из близлежащих школ, одна из воспитателей детского сада “переквалифицировалась” в библиотекаря. В общем, все так или иначе трудоустроены.
— По-другому  мы школы не закрываем, в первую очередь думаем о людях — где будут работать учителя и как доставить ребят на уроки,  — подтвердил заведующий отделом образования Лепельского райисполкома Валерий Быков.
Хотя, не скрывает Валерий Николаевич, нарекания у педагогов иногда есть. К примеру, в школе деревни Суша осталось всего 24 ученика. Некоторые классы отсутствуют: нет детей. Нет классов — нет и классного руководства, и вообще нагрузка педагогов ограничена ставкой. То есть школу пока сохранили, но  заработок у сельских  учителей очень небольшой...
Ребят из деревень обслуживают семь школьных автобусов — их маршруты выверены и максимально удобны для школьников. Плюс два микроавтобуса, которые подвозят на занятия детей из приюта и инвалидов.
Прежде уютная Губинская школа теряет свое очарование: запустели и стали разрушаться теплицы, демонтировано и вывезено оборудование детских площадок — оно вместе с детьми “переехало” в Боброво. Хотя здание уже несколько лет использовалось не только под школу. В нем размещались и сельский клуб, и библиотека, и фельдшерско-акушерский пункт. Теперь учреждения культуры получат в свое распоряжение дополнительные площади. Небольшой стадион по-прежнему используется  по назначению: мальчишки собираются поиграть в футбол. А вот в клуб ходят редко. Говорят, что все интересные мероприятия, как правило, проводятся в школе. Да и некогда: с осени до весны — учеба, летом — работа. Несмотря на два автобуса, которые каждое утро забирают детей из Губино, полтора десятка из них добираются на занятия на попутном транспорте или рейсовых маршрутках. Еще несколько лет назад, когда в деревне остались только начальные классы, часть родителей выбрала для дальнейшего образования детей школу в бывшем военном городке Боровка. Это дальше Каменя, зато от остановки общественного транспорта путь гораздо ближе. К тому же в Боровской школе можно продолжить изучение английского языка, а не переходить на немецкий.
Девятиклассница Яна Лисиченок в Губинской  школе училась первые три класса и уже шестой год ездит на учебу в деревню Боровка. На маршрутных автобусах. Чтобы успеть на рейс, ей нередко приходится отпрашиваться с последнего урока. Если Яна остается на факультатив, добирается домой только в седьмом часу вечера. Мама девочки Елена Петровна считает, что долгая дорога в школу и обратно влияет на качество обучения. Хотя сама Яна рассказывает, что только в первое время боровские ребята дразнили их “деревней”: давно поняли, что сверстники из глубинки успевают ничуть не хуже.
Дочка Светланы Семеновны Марковской тоже предупредила маму по мобильнику, что была на факультативных занятиях и домой вернется поздно. В ожидании автобуса  пошла перекусить в местное кафе...
Других детей из Губино подвозят на занятия два школьных автобуса — Каменской и Бобровской школ. Есть свой автобус и в Боровской школе, но он обслуживает населенные пункты своей, так сказать, зоны. Губино в эту зону не попало.
— Хорошо еще, что мы добились бесплатных проездных билетов для своих детей, которые занимаются в Боровке, — говорят мамы.
В Губино, как и во многих других деревнях, постепенно угасает жизнь. С этим связаны и факты закрытия школ. Если в агрогородках население прирастает, то в деревнях, особенно тех, которые перестали быть центрами хозяйства и сельсоветов, надолго остаются разве что пенсионеры. Жилье тут, как правило, не строится. Вот и молодая семья  Алексея Ворошко, в которой воспитывается трое ребятишек, жила в Губино, а теперь снимает квартиру в Боровке. Папа там работает. А мама, медсестра, до декретного отпуска работала в Камене, но жилья семье там не предложили.
Еще одна семья, Меликян, тоже недавно переехала в Боброво: мама — доярка, пока в декретном отпуске, но потом выйдет на работу. В семье подрастает трое детей. Между прочим, одна из лучших доярок (а на селе это очень востребованные специалисты) переехала из Сенненского района в Лепельский только по одной причине: там ее детям приходилось добираться в школу за несколько километров. А если автобус ломался, выбор был небольшой: или отправлять детей пешком, и тогда весь день материнская душа покоя не находит, или пропускать уроки...
Вот такой получается грустный замкнутый круг: сельские школы закрываются, потому что мало детей, а если закрываются школы, молодые семьи предпочитают переезжать туда, где они есть... И дети из деревень исчезают вообще.
Взгляд из столицы
К началу нынешнего учебного года в Беларуси закрылись 93 школы. Первоначально планировалось, что их количество не превысит 70, но проверки показали, что школ в ветхих зданиях, с небольшим количеством детей гораздо больше.
— Решение о закрытии или реорганизации учреждения образования принимается местными исполнительными и распорядительными органами с учетом мнения родителей, — объяснил “НГ” начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков. — Местные власти, закрывая школу, обязательно учитывают мнение родителей и возможность организации подвоза учеников.
Впрочем, мнение родителей — понятие неоднородное. Как правило, папы и мамы учеников младших классов хотят, чтобы школа была поближе, даже если в ней нет компьютерного класса. Родителей старшеклассников, особенно нацеленных на поступление в вуз, привлекает возможность серьезной подготовки к централизованному тестированию. Ради нее они согласятся на любое количество лишних километров.
— Бывает, родители забрасывают нас аргументами в защиту школы, мол, совсем рядом с домом, на живописном берегу озера. Начинаем разбираться — оказывается, что туалет на улице, спортзала и компьютерного класса нет, перекрытия между этажами деревянные...
По положению об общеобразовательном учреждении если в классе есть хотя бы один ребенок, оно имеет право на существование. То есть теоретически местные власти могут сохранить все школы. Но расходы на организацию учебы в малокомплектной школе и ремонт допотопных зданий выходят за всякие разумные рамки. Поэтому если пять лет назад в сельской местности работало около 3 тысяч учебных заведений, которые посещало 338 160 школьников, то сегодня — около 2,5 тысяч школ. Количество их учеников уменьшилось примерно до 277 000 детей.
Снижение количества сельских учеников — отражение белорусской демографической ситуации. Мы граждане одной из самых урбанизированных стран Европы, причем жить хотим не просто в городе, а непременно в столице. Поэтому в Минске с открытием новостройки в Лошице количество школ достигло 249.
Увы, даже светлая тенденция повышения рождаемости в стране (за первую половину 2008 года родилось 51 152 ребенка, что на 1163 больше, чем за шесть первых месяцев прошлого года) количество сельских школ не увеличит. Статистика свидетельствует: хотя число новорожденных в городах увеличилось на 3,8 процента, число родившихся сельчан снизилось на 1,8 процента.
— Сфера образования обеспечивает потребности нашей развивающейся экономики, — объяснил Юрий Гладков. — Программа развития общего среднего образования до 2016 года предусматривает, что в Беларуси будет оптимизирована сеть общеобразовательных учреждений с учетом складывающейся демографической ситуации и прогнозируемых перспектив социокультурного и экономического развития страны.
Надо понимать, все зависит от нас: если в ближайшем будущем белорусы пресытятся городской жизнью и массово переселятся в деревни, процесс повернет вспять. То есть городские школы будут закрываться, сельские — наполняться детьми и покупать компьютерные классы.
Некоторые перспективы экономического развития Беларуси обрисовывает Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 годы. В рамках ее реализации в 2005—2007 годах созданы 666 агрогородков на базе центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. Для деревенских детей открыто 71 учреждение образования нового типа — 41 гимназия, 8 лицеев, 22 профессиональных лицея. За январь—август этого года открыто 5 гимназий и 5 профессиональных лицеев. Но общее количество общеобразовательных учреждений на селе продолжает снижаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter