От жизненных проблем — к законам, помогающим их решать

В Палате представителей Национального собрания Беларуси идет подготовка к девятой сессии. О том, чем заняты парламентарии накануне очередного законотворческого “семестра”, в интервью “НГ” рассказал Председатель Палаты представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, в межсессионный период  вы активно совершаете  рабочие поездки  по республике, посещаете разные регионы, где, как всегда,   встречаетесь   с  трудовыми коллективами, беседуете  с людьми. Каковы ваши впечатления от этих встреч, ведь нынешнее время в связи со сложившейся  экономической ситуацией достаточно непростое?


— По своему немалому опыту могу сказать, что простым, то есть беззаботным, не проблемным  не бывает никакое время. Более того, все возникающие экономические  проблемы имеют именно ситуативный, временный характер, и все они  решаются.  Вспомните, в каком глубоком кризисе пребывала наша страна  в первой половине девяностых годов. То, что происходило тогда и теперь, —  ни в какое сравнение! Люди среднего и старшего  возраста это хорошо помнят. Но мы все трудности  преодолели. Преодолеем и нынешние сложности, возникшие по причине глобальных внешних факторов: мирового финансового дисбаланса, экономического кризиса, роста цен  на энергоносители, сырье, оборудование, комплектующие и материалы.  Но и в этих сложнейших условиях наша экономика  не развалилась. Работают все промышленные и аграрные предприятия, производят продукцию, ищут новые рынки ее сбыта. Люди имеют работу и получают зарплату. 

-  Очень важно это осознавать и ценить.

— Важно и другое. Руководство страны знает положение дел на местах, владеет  ситуацией и контролирует ее. Предпринимаются  и  реализуются последовательные, адекватные новым задачам меры по экономической стабилизации, причем с учетом интересов граждан. На этом особо акцентировал  внимание правительства и всех органов управления Президент. В сопредельных с нами, да и в других государствах  мира,  такой груз экономических, социальных, политических, межнациональных, правоохранительных  и иных проблем, которые  по своей остроте с  нашими  просто несопоставимы. Посмотрите, какие трагические события  произошли недавно  в  Великобритании, не говоря уже о бурлящем североафриканском и ближневосточном поясе!

Так что давайте хранить и умножать все  доброе, что нажито нашей страной всего  за пятнадцать лет и что делается в настоящее время.  За семь месяцев текущего года рост валового внутреннего продукта составил почти  110 процентов. Значительно вырос  экспорт, что повлекло увеличение валютной выручки страны. Этот динамичный позитив  позволил государству принять дополнительные меры по социальной защите населения. Одновременно с выходом на единый курс белорусского рубля бюджетники и неработающие пенсионеры получат  по 500 тысяч рублей одномоментной выплаты для приобретения сельхозпродукции. Будут материально поддержаны и работники производства. Запланировано повышение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда бюджетным работникам, повышение пособий семьям, воспитывающих детей, пенсий, стипендий и другие меры.

В таком примерно русле мы и беседуем с людьми. Обсуждаем производственные вопросы и  назревшие социальные проблемы. Причем разговор идет  прямой и откровенный. Скажу вам, что понимание первопричин возникших экономических трудностей  у абсолютного большинства простых людей есть. В этом убедились и мои коллеги-депутаты, встречаясь с населением в своих избирательных округах. Хотя, конечно же,   наши оппоненты пытаются создавать негативную обстановку, распространяя пугающие слухи, но зрелые люди понимают, откуда и  с какой целью дует ветер дезинформации.

— Традиционно центральным вопросом каждой осенней сессии Палаты представителей является рассмотрение проекта Закона о республиканском бюджете. Содержание главного финансового документа страны  на 2012 год, как известно, пока еще определяется. Депутаты принимают участие в этой работе?

— Да, группа депутатов привлечена к этой работе, в том числе председатели постоянных комиссий по бюджету, финансам и налоговой политике, по денежно-кредитной политике и банковской деятельности. Депутаты работают в составе двух межведомственных рабочих групп, созданных для подготовки предложений об основных направлениях бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2012 год и среднесрочную перспективу и об упрощении налоговой системы. Разумеется, после разработки законопроекта о республиканском бюджете в установленном порядке и его внесения в Палату представителей мы рассмотрим его в режиме зеленой улицы.

— Как вы полагаете, бюджет сможет обеспечить нормальную  жизнедеятельность страны?

— Другой цели у него и быть не может. Для этого он  должен быть предельно реалистичным, тщательно сверенным с возможностями экономики и сбалансированным по всем параметрам,  что  поспособствует дальнейшим позитивным сдвигам по комплексу вопросов, обеспечиваемых бюджетными ресурсами. Поэтому прохождение законопроекта о республиканском бюджете всегда сопряжено с серьезной работой правительства, парламента и других органов  государственного управления именно на  этапе его “нулевого” чтения. Такая же серьезная работа идет по проектам законов о бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения и по изменениям и дополнениям в Налоговый кодекс.

— До начала девятой сессии осталось  меньше месяца. Наверное,  предварительная прикидка сессионной повестки уже сделана.  Какие еще темы предполагаются заглавными?

-  Это  вопросы экономических, в том числе налоговых и жилищных, отношений, государственной инновационной политики и инновационной деятельности,  борьбы с коррупцией, укрепления правопорядка, противодействия торговле людьми,  семьи и брака, а также здравоохранения и культуры. Блок законопроектов по национальной безопасности, пожалуй, самый крупный. Отмечу, что дорабатывается  системный нормативно-правовой документ — проект Жилищного кодекса.

Всего же в графике подготовки к сессии уже свыше 50 законопроектов, половина из которых, так сказать, на выходе — они будут обсуждены во втором, то есть завершающем, чтении.  Этот перечень, разумеется, еще будет дополняться, так как новые законопроекты продолжают поступать, и на его основании  мы  сформируем  проект сессионных вопросов, который будет предложен депутатам на утверждение в первый день сессии — 3 октября.

— Планируется ли рассмотрение законопроекта  “Об экономической несостоятельности (банкротстве)”?

-  Он уже подготовлен к первому чтению. По нему есть все необходимые заключения, проведена широкая экспертиза с  участием заинтересованных государственных органов и организаций, а также предпринимательских структур и Белорусского  общественного  объединения специалистов по антикризисному управлению и банкротству. Так что в первой половине октября  этот законопроект  может быть рассмотрен.

— Заключения положительные?

— В целом положительные, хотя имеются замечания и предложения, которые будут учтены при подготовке документа ко второму чтению. Это обычная законотворческая техника.

— Что для депутатов важнее: оперативность принятия законопроектов или их высокая качественная проработка?

— Противопоставления здесь не должно быть. Для нас одинаково важны как своевременность принимаемых парламентом законов, так и их качество. Это не альтернатива, а синтез законотворческой работы. Конечно, некоторые законопроекты, особенно базовые и кодексы, требуют большего времени на их проработку и проведение всех согласительных процедур, но все равно мы стремимся не затягивать этот процесс.

— Вы сказали, что в примерной сессионной программе блок законопроектов по национальной безопасности самый крупный. Конкретизируйте, пожалуйста, главное.

— Я уже упомянул очень важные законопроекты, устанавливающие дополнительные меры борьбы с коррупцией и определяющие  правовую основу противодействия торговле людьми. Назову также корректировку действующих законов “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах”, некоторых законов об установлении запрета на нахождение несовершеннолетних в общественных местах в ночное время, уголовного законодательства об ответственности за воинские преступления. К ратификации подготовлены три документа Организации Договора о коллективной безопасности. Возможно рассмотрение и других законо-проектов, которые будут внесены в Палату представителей.

— Есть ли шансы на принятие во втором чтении пакета законопроектов об охране здоровья, о которых уже немало сказано в прессе, в том числе и на страницах  “Народнай газеты”?

— Законопроекты второго чтения, как правило,  имеют высокие шансы быть принятыми, так как они предварительно проходят через “сито” — тщательную, если не сказать весьма придирчивую, доработку. Регулируемые здравоохранительные темы достаточно разнообразны. Это санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, предупреждение опасных заболеваний, оказание психиатрической помощи и вспомогательные репродуктивные технологии. По одним было больше замечаний и предложений, по другим — меньше. Их проработка потребовала немало труда. Полагаю, что в итоге будут приняты взвешенные, обоснованные законопроекты.

— А если посмотреть на весь круг вопросов, предполагаемых к  рассмотрению, то чего можно ожидать от осенней сессии?

— Законодатели ни в коем случае не должны действовать рефлекторно,  на уровне спонтанных реакций. Это неписаное правило нашей работы. Ведь каждый принятый парламентом и подписанный главой государства закон должен содействовать улучшению жизни людей  как с точки зрения благосостояния,  так и стабильности, безопасности. Полагаю, на осенней сессии в этом направлении будут сделаны новые шаги, помогающие решению   существующих проблем и устойчивому развитию страны.  А что оно будет именно таким,  я не сомневаюсь.

Александр Филимонов

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter