Многие из претендентов на статус безработного о работе и не мечтают – просто хотят уйти от ответственности за тунеядство

От зарплаты до заплаты

Многие из претендентов на статус безработного о работе и не мечтают – просто хотят уйти от  ответственности за тунеядство
Никогда не думала, что в моем городе так много свободных мужчин в расцвете сил. Свободных в плане трудовых обязательств. Увы, большинство тех, кто сегодня упрямо листает файлы инфокиосков и тщательно изучает объявления в вестибюле управления по труду, занятости и соцзащите Витебского горисполкома, – бессильные представители той самой сильной половины. В очереди — десятки людей, желающих стать на учет и получить официальный статус безработного. Они не скрывают, что к такому решению их подтолкнуло бурное обсуждение в обществе так называемого налога на тунеядство. Платить «за так» три с лишним миллиона рублей никто не хочет.

В управлении по труду, занятости и соцзащите Витебского горисполкома в эти дни особенно многолюдно.

Игорю Петровичу, с которым знакомимся у стенда, 48 лет, и он не скрывает недовольства:

– Прежде чем налог придумывать, лучше бы предусмотрели до-срочный выход на пенсию лет этак в 45—50 для тех, кто просто не может найти работу. Я вот уже третий месяц пороги обиваю – даже дворником не берут! Нет мест…

Выясняю подробности печальной истории. Уволился нынешний «абитуриент» из строительной организации по соглашению сторон прошлой весной. Говорит, что не было заказов у нанимателя, а потому и зарплату платили мизерную. Пока было тепло, подрабатывал халтуркой. Осенью попытался опять устроиться – оказалось, что… некуда. Игорь Петрович утверждает, что ему отказывают по возрасту. Более охотно, мол, берут молодых. Но по лицу видно другое: похоже, мой собеседник любит выпить и повеселиться. Вот и сейчас Игорь Петрович уже собрал вокруг себя шумную компанию таких же безработных. Признаются: познакомились здесь, становясь на учет. Теперь вот периодически обсуждают свои трудовые проблемы в тесном кругу за пределами центра занятости. По бесшабашному настроению моих новых знакомых не трудно догадаться, что они уже предвкушают очередной «круглый стол», где опять с помощью горячительного будут мечтать о досрочной пенсии...

Вместе со специалистами составляем обобщенный портрет сегодняшнего витебского безработного. Это мужчина 35—50 лет с базовым или средним специальным образованием. Предыдущую работу он потерял из-за вредных привычек или в поисках более выгодного места, часто – уже побывал на заработках в России. Но нельзя мерить всех на один аршин. У каждого соискателя, конечно же, сугубо своя, индивидуальная история. Сергею, например, всего 33. Двое детей родились друг за дружкой. Решил по-мужски избавить жену от всех материальных забот. Предложили выгодную работу водителем в Подмосковье. А через пару недель после того, как сел за руль грузовика, попросили освободить место: без знания российских дорог и умения объезжать многочасовые пробки делать в мегаполисе нечего. 


Заместитель начальника управления по труду, занятости и соцзащите Марина Будкевич (на снимке) уверена: подходящая работа в родном городе найдется и для Сергея. Но придется подождать, походить по предприятиям. В целом ситуация на рынке труда в Витебске напряженная, в январе на учет стало в 1,7 раза больше людей, чем обычно. Марина Викторовна констатирует: 

— Ежедневно списки безработных пополняются на 50—70 человек. Сейчас на учете около 1800 горожан, а вакансий всего 800. Получается, что на каждое место претендует 2,2 человека. В прошлом году предложений от нанимателей было в два раза больше. Тем не менее получить работу реально для всех желающих. Во-первых, человек может пройти бесплатное переобучение в лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Создаем специальные группы, платим стипендию учащимся. В большинстве случаев, благодаря заключению трехсторонних договоров с предприятиями и организациями, люди получают гарантию будущего трудоустройства. В январе отправили на учебу свыше 80 человек.  А во-вторых, в городе постоянно создаются новые рабочие места. В прошлом году их было свыше 3,9 тысячи, в январе нынешнего — около 140. Так что если человек действительно хочет трудоустроиться, он это сделает.

Вполне оптимистично. Но вся проблема в том, что многие из сегодняшних претендентов на статус безработного, просиживающие часами  в очередях службы занятости, о реальной работе и не мечтают – они просто хотят уйти от возможной ответственности за тунеядство. И пока закон на их стороне. Кстати, по действующему законодательству ушлые граждане не только могут три года «выкручиваться» от предлагаемого им трудоустройства, но и по окончании этого срока буквально на следующий день вновь стать на учет. Возможно, этот пробел будет ликвидирован в новом Законе «О занятости населения». Тогда и лазеек для убежденных тунеядцев станет намного меньше.

Кстати

Сегодня в Витебске каждый второй безработный мечтает стать сторожем, вахтером, дежурным администратором или диспетчером. Но таких вакансий нет. Особенно сложно трудоустроиться по специальности бухгалтерам, экономистам, юристам, учителям. В то же время востребованы главные бухгалтера, врачи, конструкторы, инженеры по узким специализациям, специалисты по оказанию розничных банковских услуг, есть места для социальных педагогов, психологов. Неплохую зар-плату предлагают рабочим на местном мясокомбинате. Бойцу скота обещают 6,5 миллиона рублей, жиловщику мяса – больше четырех. Нужны кадры на «Витебскдреве» и «Доломите».

a_veresk@mail.ru
Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter