От «Восточного ветра» до «Великой стены»

Опыты китайского автопрома
Опыты китайского автопрома

Собственный автомобиль — мечта каждого китайца. Это и средство передвижения, и роскошь, и (важно!) показатель социального (и финансового) статуса. То, что экономика Поднебесной бурно развивается, легко увидеть на дорогах: сегодня в одном только Пекине 3 миллиона автомобилей. Причем цены на них, в отличие от, например, недвижимости, постоянно падают. В прошлом году 60 раз снижались.

Сегодня Китай — третий в мире автопроизводитель, по этому показателю он уступает лишь США и Японии. Здесь выпускается почти треть мировых крупных и средних пассажирских транспортных средств. А еще Поднебесная — самый крупный в мире производитель (и потребитель тоже) мотоциклов, их здесь ежегодно выпускают до 20 миллионов.

Тем не менее местный автопром не может похвастаться долгой историей — она началась лишь в 1950–е годы. Именно тогда в страну впервые ввезли российские (вернее, тогда еще советские) «Волги» и ГАЗы. Но китайцы всегда умели копировать. И вскоре по местным дорогам забегали «отечественная» легковушка «Красное знамя» (для элиты, по образу и подобию понравившейся Председателю Мао «Чайки») да неприхотливый грузовик «Восточный ветер». Китайцы вообще любят громкие названия. К примеру, современным автомобилям они дали имя «Грэйт Уолл» — «Великая стена».

Сейчас в Китае действует более 800 совместных предприятий по производству автомобилей и запчастей к ним. Их совокупный капитал составляет 96 млрд. долларов США — почти половину всего капитала китайской автомобилестроительной промышленности, им принадлежит 70% внутреннего рынка. За последние пять лет выпуск автомашин вырос в 4 раза.

Серьезным толчком для бурного развития местного автопрома стало вступление в ВТО. Все больше машин из «импортных» превращается в «местные»: их здесь производят. Компании, которые только начинают входить на китайский рынок со своим производством, делают это только с новыми моделями — старые здесь больше не «прокатывают». Китайский потребитель научился себя уважать.

Производитель клиента — тоже: покупаешь машину в фирменном автоцентре — и к твоим услугами полный пакет сопутствующих услуг. Покупку оформят, номера в дорожной инспекции получат (предварительно поинтересовавшись, какое сочетание цифр вам нравится), застрахуют, уплатят дорожный налог и только после этого машину со всеми необходимыми документами доставят к подъезду, предварительно «подкормив» бензином. От момента оплаты до получения проходит, как правило, не более двух дней. Конечно, это если авто вашей мечты имеется в наличии, если нет — придется подождать, но набор услуг будет тем же. Первое техобслуживание, само собой, бесплатно. Так что в конкурентной борьбе есть масса преимуществ — для потребителя точно.

Знаменитые марки пока еще не настолько серьезно относятся к китайскому рынку, чтобы создавать модели исключительно для него, но первые шаги в этом направлении делают — при разработке новых моделей учитывают специфические потребности китайских покупателей. Они, например, любят все блестящее — и пожалуйста, на некоторых моделях появились желтые диски, «золотые» гербы украшают модели класса «люкс». При такой конкуренции производители еще и не такое придумают! Хотя из 3,8 млн. автомобилей, которые ежегодно продаются в Китае, только 4% приходится на долю класса «люкс». Но что это за проценты! Сегодня материковый Китай, например, — первый в мире рынок (по объемам продаж) для «Бентли». А вы думали...

Своя марка ближе к дому

Несмотря на то что на сегодняшний день Китай стал серьезным игроком мировой автомобильной промышленности, производство собственных марок — на ранней стадии развития. Главное, что принесли известные производители, — технологии, они же обучили рабочих. Теперь и то и другое успешно работает на собственно китайских производствах. Появились и первые результаты: в 2006 г. в общем объеме продаж автомобилей в Китае доля собственных марок составила 57%.

Более–менее умелое копирование, с которого начинался когда–то китайский автопром, актуально и сегодня. Правда, редко появление новой «чисто китайской» модели проходит без судебного иска от иностранных компаний: обвиняют в «слишком сильном подобии» дизайна и даже значков–символов автокомпаний. Но суды — дело долгое, утомительное и затратное, а машины — вот они, пожалуйста, уже здесь, уже продаются. К тому же китайские марки стоят дешевле, чем иностранные аналоги.

И не забывайте о патриотизме. Выбирая между «Шевроле—Спарк» и родной QQ («Цижунь–Циюань»), китаец выбирает последнюю. Объем двигателя всего 0,8 л? Ну и что? Ведь дешевле, да и поддержать отечественного производителя — дело чести.

Другие здесь не ходят

То, что влияние Поднебесной на мировой авторынок достаточно велико, никто, думаю, спорить не станет. Но китайцам мало производить иностранные брэнды — они уже много лет экспортируют и собственные марки. Правда, еще с десяток лет назад цифра была невелика, к тому же это были в основном грузовики. Но в последние годы тенденция изменилась — наверняка вы и сами это заметили: «китайцы» уже бегают по белорусским дорогам, а газеты и ТВ пестрят их рекламой.

Основные покупатели китайских автомобилей — Африка, Ближний Восток, страны Восточной Европы и Южной Америки, то есть те, для кого всемирно известные брэнды по–прежнему и дорогое, и удовольствие. Автомобили с маркой «Сделано в Китае» продаются сегодня в 177 странах и регионах мира, первая тройка импортеров выглядит так: Россия (в первой половине 2007 г. здесь купили китайских машин на сумму 450 млн. долларов), Казахстан (184 млн.), Иран (170 млн.). За ними следуют Алжир, Сирия, Вьетнам и Украина.

Всего же в 2007 г. Китай экспортировал около полумиллиона собственных машин. Пока в экспорте по–прежнему преобладают грузовики, автобусы и машины специального назначения (65%), доля же легковых автомобилей, микроавтобусов и внедорожников составляет 35%. Она, однако, постоянно растет. Один из лидеров — компания Chery, автомобили которой полюбили в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, в 2007 г. их экспорт составил около 100 тыс. шт. А ведь компания — новичок на мировом рынке!

В первой половине 2007 г. Россия импортировала из Китая более 38 тыс. машин на сумму 450 млн. долларов. А внедорожники компании «Грэйт Уолл» в России уже и собирают. Вдохновленная результатами китайская компания намерена вложить 100 млн. долларов в создание сборочных производств в России, а в Калининградской области уже собирают QQ и «Цижуй Жуйху». Кстати, в одном только 2005 г. Китай инвестировал в Россию 470 млн. долларов. И вероятнее всего, это лишь начало экспансии. Россияне охотно покупают и «Грэйт Уолл», и «Цижуй», и «Цзили», и «Чжунсин», и др.

Думая о расширении производства, китайские производители нацелены не только на собственно российский рынок (хотя и оценивают его как потенциально весьма интересный и большой), но и на соседние страны, в том числе Беларусь. Кстати, за 9 месяцев 2007 г. жители другой соседней с нами страны — Украины — купили 15,5 тыс. китайских машин.

Почему «китаец»?

«Китайцы» берут прежде всего дешевизной — точнее, хорошим соотношением цена — качество. Если вы давно хотели купить автомобиль, а денег — в обрез, то, даже мечтая о «Мерседесе» или БМВ, предпочтете неприхотливого и доступного «китайца» — тоже ведь колеса. Например, упомянутая QQ продается в России за 9 тыс. долларов, а новейшая модель ВАЗа — на 2 тыс. дороже. Дешевые модели «Грэйт Уолл» стоят 13 — 18 тыс. в зависимости от «начинки», новый «Ховер» той же компании «Грэйт Уолл» обойдется примерно в 20 тыс. долларов. Как правило, даже если цены на китайский и российский автомобили сопоставимы, то в остальном «китаец» даст фору. Кроме того, что дизайн моднее, «начинка» тоже внушительнее. Например, продаваемый за 12 тыс. долларов «Цзили–Цзыюцзянь» оснащен гидроусилителем руля, кондиционером, системой ABS, подушками безопасности, регулирующимся сиденьем водителя, электроподъемным люком и т.д.

Любой «китаец» — отличная идея для первой ма
шины. Потом заработаете больше, захотите сменить авто... Глядишь, и в китайском автопарке новые красавцы появятся. Я вот недавно такого видела — «Рове 750» называется. От хищно оскалившегося «Крайслера» по внешнему виду его практически не отличить, а вот по цене — да. Не в пользу американца, конечно. Выпускает красавца Шанхайская автопромышленная корпорация (SAIC), имеющая многолетний опыт сотрудничества с «Дженерал моторс» и «Фольксвагеном». Опыт, судя по всему, помог.

В самой Поднебесной уже поняли простую истину: дешевизной можно выиграть первых покупателей, но чтобы их удержать, нужно приложить усилия. Поэтому производители обещают улучшать качество своих автомобилей и — немаловажно — развивать послепродажное обслуживание.

...В поездках по стране я встречала удивительные образцы китайского автопрома. Глядя на некоторые, с трудом могла поверить, что на этих драндулетах можно ездить. Но на самом деле они верой и правдой служат своим владельцам (причем много–много лет) там, где застрянет любой внедорожник. Я уж не говорю о трехколесных моторизованных рикшах, которые буквально «кормят» своих хозяев, зарабатывающих извозом. Правда, чтобы увидеть эти «чудеса», нужно приехать в Китай — на экспорт такая техника не идет: достояние республики.

Фото Михаила Пеньевского.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter