От ворот - поворот!

Нелегальный вывоз топлива — под жестким контролем. Что изменилось?
Нелегальный вывоз топлива — под жестким контролем. Что изменилось?

Уж третий месяц пошел с того момента, когда на белорусской границе был усилен контроль за так называемыми «бензиновыми туристами», еще недавно тоннами вывозившими на продажу в Литву и Польшу солярку в топливных баках своих машин. Сейчас, напомним, водитель имеет право выезжать из страны в автомобиле, заправленном под завязку только раз в три дня.

Первыми изменения в правилах игры почувствовали даже не на границе, а в... нотариальных конторах. Для того чтобы не потерять привычный источник дохода, владельцам автомобилей–«танкеров» пришлось выписывать доверенности на всех членов семьи. Так можно чередоваться: сегодня едет муж, завтра — жена, послезавтра — сын. В некоторых нотариатах пришлось даже отзывать работников из отпуска, настолько мощным оказался поток желающих получить дополнительные разрешения.

Еще один предсказуемый результат принятого решения: «Фольксваген–Пассат» универсал перестал быть самой ходовой и дорогой машиной на гродненском авторынке. Основное достоинство этой легковушки — более объемный по сравнению с другими моделями бензобак — сейчас потеряло свою ценность. Три месяца назад «Фольксваген–Пассат» универсал, невзирая на техническое состояние, стоил на тысячу долларов дороже, чем любой другой автомобиль того же года выпуска. При этом от покупателей отбоя не было. Они понимали, что такая машина — не роскошь, а средство наращивания капитала. Сейчас старые угловатые «Пассаты» не котируются — не помогают продавцам даже скидки. Ведь ломаются эти старые «тачки» часто, внешний дизайн безнадежно устарел, да и внутреннее убранство — сплошь аскетизм и экономия.

Еще один неожиданный результат ограничения нелегального вывоза топлива из Беларуси: резкое увеличение количества пассажиров на дизельных поездах Гродно — Кузница. Раньше, когда «бензиновые» туристы выезжали за границу почаще, они с удовольствием брали с собой попутчиков за доллар «с носа», в основном пенсионеров и студентов, делающих свой личный бизнес на перевозке разных товаров со складов в Кузнице на склады в Гродно. За то, что каждый из них ежедневно провозит в нашу страну «для личного пользования», к примеру, пару ботинок, детскую коляску, мобильный телефон, спортивный костюм, парочку шалей и пять килограммов мяса, «челноки» получают от подпольных оптовиков благодарность в свободно конвертируемой валюте. Сейчас мест в автомобилях, курсирующих между двумя странами, хватает далеко не для всех, приходится осваивать железнодорожный транспорт. Вот так и получилось, что среднее количество людей, выезжавших из страны на поездах, в феврале составляло 200 человек на состав, а в марте сразу же увеличилось до 300.

Что стало с бензиновым бизнесом?

Сейчас таможенники, которые тоже ведут свою статистику, могут констатировать: количество поездок «по бензиновым делам» уменьшилось на треть, очередей перед пограничными пунктами пропуска нет, хотя машин через них проезжать меньше не стало. Все объясняется просто. С исчезновением очередей за границу потянулись те, кому раньше было недосуг стоять несколько часов в ожидании проверки: в основном «дикие» путешественники, желающие за день–два соседнюю страну посмотреть, а заодно «затариться» в гипермаркетах со скидкой. Оформление туристов проходит гораздо быстрее.

Вместе с тем нельзя утверждать, что нелегального вывоза бензина из страны больше не существует. Отнюдь. Даже более того: вполне возможно, что продавцов топлива, разлитого по бензобакам, меньше не стало — даже те, кто устроился на работу, стараются сохранить этот вид приработка. Но выезжают они теперь гораздо реже. «Первое время ребята на своих танкерных машинах ломали счетчики, показывающие уровень топлива в баке, прятали полные канистры под сиденьями. Но печати в паспорте говорили о том, что человек мотается за границу каждый день, а значит, таможенникам надо быть начеку. Сейчас такими глупостями мало кто занимается: себе дороже», — рассказывает исполняющий обязанности заместителя начальника Гродненской региональной таможни Владимир Назарук.

Кстати, вопреки ожиданиям пессимистов, не сказались перемены и на приграничных автозаправках. В своем письме в редакцию наш читатель из Гродно Василий Почивалов был обеспокоен тем, что с вводом в действие новых правил сбыт топлива на местных АЗС упадет чуть ли не до нуля. «А если оно не будет реализовываться на заправках, то будет скапливаться у завода–изготовителя, а раз не будет сбыта, то предприятиям не придется выпускать такого количества продукции, как ранее. Значит, не нужно будет и такого количества работников, их придется сокращать», — прогнозировал читатель.

О том, какая ситуация сейчас сложилась на приграничных заправках, мне рассказал Петр Турок — директор предприятия «Гроднооблнефтепродукт» (именно эта организация владеет сетью АЗС, среди которых есть и те, которые расположены неподалеку от границы с Литвой и Польшей): «На наших приграничных заправках реализация топлива не уменьшилась. В свое время, защищая интересы государства, мы дали указание работникам наших АЗС не заливать более 20 литров в бензобак одной машины. Сейчас мы этот запрет сняли, и наши дела даже пошли в гору. Ведь не только «бензиновые» туристы хотят хорошенько заправиться, отправляясь в страну, где топливо стоит намного дороже». По словам директора «Гроднооблнефтепродукта», не планируется в ближайшем будущем и сокращение штатов предприятия. Наоборот, только в этом году на работу в Гродно предполагается дополнительно принять 13 человек, в Волковыске — 10, в Слониме — 4, а в Свислочи, откуда родом многие нелегальные «экспортеры» солярки, — около 50.

Альтернатива

Помню, сразу же после усиления контроля за вывозом топлива я прошлась вдоль шеренги продавцов бензина у пункта таможенного оформления «Берестовица», обращаясь ко всем с одним и тем же вопросом: станут ли новые правила причиной для того, чтобы перестать вывозить бензин? Тогда никто не ответил положительно, причем приводили веские аргументы: а за что жить прикажете, если в моем городке (или деревне) туго с рабочими местами, а на те, что есть, работодатели приглашают людей, готовых трудиться за гроши? К примеру, для Галины из Больших Эйсмонтов и ее двоих детей торговля соляркой — неплохая прибавка к 80 долларам в месяц, которые она получает, трудясь продавцом в коммерческом киоске: «Как «челночила», так и буду «челночить». С введением новых таможенных правил мне же зарплату не повысили».

То, что ситуация с наличием хороших рабочих мест выглядит не очень благополучно, мне подтвердили и в исполкоме Щучинского района, жители которого, по наблюдениям таможенников и пограничников, плотно «сидят» на солярочном заработке. Сейчас в районе, по официальным данным, числятся 180 безработных. «Выход из сложившейся ситуации мы видим в развитии малого бизнеса. Стараемся давать дорогу, изо всех сил поддерживать местных предпринимателей, создающих рабочие места. В этом году планируется расширение щучинских предприятий «Вектор» и «Ринопластик». Будет открыто мебельное производство, рассчитанное на 18 работников, откроются торговые точки, где потребуются продавцы. В Острино планируется сдать в эксплуатацию деревообрабатывающий заводик — это работа для 12 — 16 человек. В Желудке откроются цех полуфабрикатов на свиноводческой ферме и швейное производство — 6 рабочих мест», — перечисляет заместитель председателя Щучинского райисполкома Валентин Матюк. Он считает, что, когда люди получат возможность выбирать работодателя, а не наоборот, тогда и зарплаты пойдут вверх. Но это возможно только при переизбытке вакансий. Пока же в приграничье не так уж много предложений о достойной работе, следовательно, с «челноками–танкерами» прощаться еще рано.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter