О внимании к клиенту

От ворот поворот

Ой! А мне, оказывается, здесь вовсе не рады! Но ведь так громко зазывали в рекламе, на которую я, наивная, купилась. «Лучшие межкомнатные двери по приятной цене. Индивидуальная работа с каждым клиентом». Однако, узнав, что мне требуется всего два изделия, принять мой заказ в мастерской категорически отказались. Вот если бы пять или шесть...


Поделилась неудачей с коллегой, а тот и не удивился. Сам недавно звонил на торговый склад, чтобы привезли 10 мешков цемента для ремонта дачи. Доставлять товар отказались даже за деньги. Дескать, это же мелочь! А вчера он пришел в парикмахерскую — по предварительной записи. Однако стричь его не стали, сославшись на нехватку мастеров. Ведь мужская стрижка стоит «копейки»! То ли дело женская прическа с покраской и укладкой...


Наблюдение последних лет: многие работники торговли, сферы услуг хотят много и сразу. Им подавай исключительно vip–клиентов. Все остальные — досадная обуза. И это при такой–то конкуренции!


Можно, конечно, попробовать отстоять свои права, как порекомендовал председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Василий Черный. По закону человек может заказать или купить ровно столько, сколько ему нужно. Предложение приобрести больше — навязывание товара или услуги.


Только вступать в пререкания себе дороже. Представляете, с каким выражением лица вас обслужат?! Не говоря уж о качестве.


Мне же вдруг подумалось о другом. А откуда берутся выгодные заказчики? Да из нас с вами! Отремонтировал, к примеру, человек автомобиль в новом автосервисе по мелочи — понравилось. Стал наведываться туда постоянно, доверять устранение более крупных неполадок. Да еще и друзьям посоветовал — так и формируется клиентская база. Только не каждый работник сферы услуг это понимает. Хоть и очевидно: у тех, кто не дорожит посетителями, нет будущего.


Еще полгода назад в одном из отделов крупного универмага стояли очереди. Кассиры, консультанты пребывали в уверенности, что так будет всегда. Сама была свидетельницей, как отфутболивали покупательницу, просившую показать мангал для отдыха на природе. Один продавец уверял, что покажет коллега, находившийся в другом углу зала. Тот, в свою очередь, перекладывал неприятную обязанность на третьего сослуживца. Покупательница обиделась и ушла в другой магазин, торгующий аналогичным товаром. На тот момент невежливо принявшие ее консультанты только обрадовались. Зачем им была лишняя головня боль с какой–то мелочью, если легко расходились дорогостоящие холодильники, стиральные машины и микроволновки?! Сегодня отдел опустел, работников сократили, оставшиеся «подпирают стены». Одна из причин ясна: люди любят внимательное к себе отношение.


Сегодня найти хорошую работу непросто. Многие случайные люди трудоустраиваются в мастерские, магазины не потому, что им нравится, а по причине, что именно там нашлась вакансия. Хотя психологи настоятельно не советуют браться за работу с людьми тем, кто делать этого не любит и не умеет. Толку все равно не будет. Ничего не заработаешь сам и другим нервы испортишь, да еще и существенно навредишь нанимателю.


Конечно, работа с клиентами — дело хлопотное. У каждого — свои запросы, да и характеры у всех разные. Но именно многочисленные заказчики и помогают зарабатывать деньги, так что с ними приходится считаться. Легкие и быстрые пути «стать миллионером» оказываются не всегда удачными.


На днях в могилевском корпункте «СБ» горько плакала владелица швейной мастерской, оказавшаяся на грани банкротства. Еще недавно она шила шторы и скатерти, отдавала на реализацию маленькими партиями в небольшие магазины и на рынки, в том числе в Россию. Бизнес шел неплохо, приносил стабильную прибыль, дама собралась расширяться. Связываться с кредитом побоялась и пригласила партнера без опыта работы, зато с родительскими деньгами. Тот оказался из разряда тех, кто хотел «все и сразу»: дескать, незачем связываться с мелкими заказчиками, будем торговать крупным оптом. Владелица бизнеса сопротивлялась, уверяла, что маломощный цех такую форму работы не потянет. Но новоиспеченный коммерсант ее не послушал: разом сбыл за бесценок все складские запасы крупной фирме с разветвленной торговой сетью по предоплате. Поняв же, что полученной прибыли вряд ли хватит не только на зарплату персоналу и закупку тканей, но и на аренду помещений, забрал свою долю и скрылся в неизвестном направлении. Оставил расхлебываться с долгами бывшую компаньонку. Теперь, надо полагать, разваливает еще чей–то бизнес...


Недавно в интернете читала советы опытного коммерсанта. Ничего сверхъестественного, скорее напоминание прописных истин. Но все равно очень полезно. Основная рекомендация — учитывать в большей степени, чем собственные интересы, пожелания клиентов и партнеров. И еще — никогда не делить заказчиков на «больших» и «маленьких». Думаю, с этим трудно не согласиться.

 

Советская Белоруссия №234 (24371). Четверг, 12 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter