Пытаемся понять, почему футбольная сборная Беларуси разгромно уступила в Швеции

От ворот поворот

Валерий Мельников всегда болел за шведов, недаром у него прозвище Нильс. Особенно в хоккее: «Они высокие, стройные и очень техничные». Однако в субботу чемпион и бронзовый призер чемпионата СССР в составе минского «Динамо», один из лучших полузащитников в истории белорусского футбола, долго не мог заснуть, хотя шведы и победили. Все дело в том, что обыграли они нашу сборную и сделали это, как говорят, с особым цинизмом (4:0). Но не только итоговый счет ударил по нервам Мельникова. Гораздо больше цифр на табло разочаровала игра команды.

Фото  abff.by

— Я уже на третьей минуте понял: что–то пошло не так. Шведы полезли вперед, наши отобрали мяч и длинным забросом по левому флангу отправили в прорыв Бордачева. Тот догнал, остановил, но вместо того, чтобы проверить шведские бастионы, вдруг остановился, развернулся и точно такой же длинной передачей вернул мяч последнему защитнику! У меня глаза на лоб вылезли: это что вообще такое было? Тут же вспомнился наш 1982–й: я всегда знал, если что–то не вяжется, если соперники накрыли, завязали — бросай мяч влево, Юра Курненин где–то там. И он всегда был на месте! Подхватит, касанием обработает и пойдет на обострение. А тут такой фортель... И дальше — больше. Политевич спотыкался, падал — явно физически не готов парень. Филипенко тоже оказался далеко не в лучших кондициях... Я понимаю, мне сейчас скажут, мол, критиковать легко, но, ребята, сколько ж можно–то?

Фото  Александра  КУШНЕРА.

Валерий Анатольевич задается вопросом, который в субботу вечером наверняка слетел с уст не одной тысячи болельщиков. Чтобы не травмировать психику ветерана, я решил несколько сгладить ситуацию, скромно спросив:

— Может, вам все–таки кто–нибудь в нашей команде понравился?

— Родионов на замену неплохо вышел, Гордейчук несколько раз до штрафной дошел, обыгрывать пытался. Оба, к слову, игроки БАТЭ. Риос тоже старался, но видно, что еще не чувствует себя своим в этой команде, боится брать на себя инициативу. Я к тому, что футболисты БАТЭ оказались в наилучших кондициях. В связи с этим мне, например, не совсем понятно, почему так и остался на скамейке запасных Игорь Стасевич, почему только на замену вышел Володько... Я смотрел на все наши потуги и вспомнился мне Петр Машеров. Шел 1979 год. Я молодой, только в состав «Динамо» попал, а команда переживала не самые простые времена: то вылетала из высшей лиги, то обратно в нее возвращалась. И настроения среди игроков были разные. Многие перестали верить в себя и стремиться к максимуму, а думали обывательски: зачем нам эта высшая лига, в первой тоже неплохо платят. И тут пришел Эдуард Малофеев. Молодой, с горящими глазами! И все эти настроения он пресек одним махом, заявив, что нас интересует только чемпионство! Конечно, первое время все крутили пальцем у виска и тихонько посмеивались. Но зерно в почву было уронено, и оно потихонечку прорастало. Состав менялся, Эдуард Васильевич смело подтягивал молодежь, а былых лидеров, которые, казалось бы, могли еще помочь, из состава выводил. Команда формировалась, обрастала мясом, образовывался коллектив, который в итоге и стал кулаком, разбившим многие авторитеты в 1982 году. Так вот, Машеров. Петр Миронович пришел как–то на собрание команды и сказал коротко: «Ребята, помните об одном: республика за вас очень болеет. Если вы проиграли, мужики на заводах полдня в курилках обсуждают игру, а потом кое–как работают. Если же вы побеждаете, полдня они, конечно, все равно курят и обсуждают, но потом всю неделю дают тройную норму! Вы создаете людям настроение». Так вот сейчас настроение у людей, мягко говоря, неважное.

— Игра не задалась и у нашего вратаря Андрея Горбунова, который пропустил два жутких мяча. Один сам себе в ворота закинул, во время второго взятия ворот грубо ошибся на выходе.

— Я не стал бы вешать на него всех собак: пропускала команда, а не вратарь. Каждая третья атака носила голевой характер. То защитник упадет, то передачу не туда отдадут, то не разберутся, кто за кого отвечает... Это удивительно: единственный нападающий Сигневич тоже часто возвращался к своей штрафной, образуя у ее подходов настоящий людской лес! Такая оборонительная схема в мировом футболе сейчас автобусом называется. Но мне кажется, в Стокгольме все увидели белорусское ноу–хау — троллейбус, которому электрический ток отключили. Странно все это: ведь родственники, друзья футболистов на это смотрят. Неужели не стыдно?

— Вы можете найти 10 отличий этой команды от той, которой руководил Александр Хацкевич?

— Никакой разницы.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter