От водометов до слезоточивого газа. Протестные выступления на Западе в основном связаны с углубляющимся экономическим кризисом.

В последнее время мир ощутимо трясет. Причем речь идет не только о природных катаклизмах, но и об общественных. И если первые человек в силах лишь предугадать, но предотвратить или как-то повлиять на их ход не в состоянии, то вторые зачастую оказываются именно делом рук заинтересованных лиц. И лакмусовой бумажкой является отношение западной цивилизации к основным правам и свободам.

В последнее время мир ощутимо трясет. Причем речь идет не только о природных катаклизмах, но и об общественных. И если первые человек в силах лишь предугадать, но предотвратить или как-то повлиять на их ход не в состоянии, то вторые зачастую оказываются именно делом рук заинтересованных лиц. И лакмусовой бумажкой является отношение западной цивилизации к основным правам и свободам.

В минувшую субботу сотни тысяч человек вышли на улицы Лондона. Названная самой масштабной за последние два десятилетия акция британских профсоюзов стала следствием обнародованных кабинетом министров планов сокращения госрасходов за пять лет на 80 млрд фунтов стерлингов. Это предполагает потерю полумиллиона рабочих мест в бюджетном секторе экономики. Акция протеста закончилась беспорядками и погромами фешенебельных магазинов, не менее пяти полицейских пострадали, десятки погромщиков задержаны.
В начале марта масштабные антиправительственные демонстрации прошли и в хорватской столице Загребе. Требуя отставки премьер-министра Ядранки Косор, демонстранты сожгли флаги Евросоюза, оппозиционной Соцпартии и правящей фракции “Хорватское демократическое содружество”. Несколькими днями раньше в Загребе произошли столкновения протестующих с полицией, в результате которых пострадали полсотни человек, включая 32 стражей порядка.
Белорусские эксперты видят в продолжающихся акциях признаки экономического кризиса, поразившего страны Европы.
— Это следствие той экономической ситуации, которая наблюдается в ЕС, — отметил в беседе с корреспондентом “НГ” директор центра международных исследований БГУ Владимир Улахович. — До социальных низов ее последствия дошли не сразу, сперва негативное воздействие ощутили на себе финансовые институты. Полагаю, преодолеть этот кризис будет непросто.
В том, что перманентно возникающие в Европе протестные мероприятия не совпадение, а общая тенденция ЕС, уверен и политолог Юрий Шевцов. Например, сегодня Греция практически обанкротилась, для ее спасения Евросоюз предложил программу сокращения расходов, а это сильно ударило по привычному укладу жизни греков. Да и населению Словении и Словакии, имеющих собственные проблемы, сложно объяснить, почему необходимо изыскивать средства для спасения Греции. Однако при этом эксперт видит еще одну глубинную причину социальной нестабильности.
— В Евросоюзе наблюдается старение населения, — заметил он корреспонденту “НГ”. — Детей европейские семьи заводят все меньше, процесс репродуктивного воспроизводства не работает. Кроме того, внешняя эмиграция как ресурс пополнения экономического потенциала практически исчерпала себя, эмигранты, напротив, сегодня все больше оказываются у истоков социально-политических волнений. В результате проблемы множатся, решать их приходится непопулярными способами.
На растущее недовольство населения власти отвечают по-разному, но порой достаточно жестко. Водометы и слезоточивый газ были использованы полицией в недавних столкновениях с манифестантами в Брюсселе. Акции протеста прокатились и по другим европейским столицам. Поводом для них стал саммит ЕС “Пакт для евро”, предусматривающий сокращение социальных расходов во всей Европе для повышения конкурентоспособности экономики. Допустимая же решительность властей диктуется местными законами и конкретной ситуацией.
— В любой стране организацией протестных акций занимаются, как правило, политические маргиналы, — отмечает Юрий Шевцов. — В Греции это левые, в Ирландии — националисты, во Франции — исламские радикалы. В каждой стране своя политическая культура, свои “непримиримые”, у них собственные методы политического насилия. Если во Франции такого рода акции не обходятся без сожжения сотен автомобилей на улицах, то в Греции предпочитают захватывать здания. Полиция действует по обстоятельствам — в зависимости от того, с каким типом экстремизма она имеет дело.
— Как мы видим, с акциями социального протеста в Европе особо не церемонятся, — продолжает тему Владимир Улахович. — И это достаточно новое явление: все-таки раньше европейцы были более терпимы. Впрочем, нельзя не заметить, что и сами демонстранты становятся более агрессивными.
Любопытно, что в Минске западный сценарий неповиновения был сломан, причем безболезненно — без водометов, резиновых пуль и слезоточивого газа. Об этом рассказал российский политик, директор Центра национальной геополитики Алексей Митрофанов, комментируя действия западных стран.
— У них технологичный взгляд на все. Они решили, что должно быть вот так, — заметил он. — Этот сценарий опрокинут в Беларуси без жертв. Это немыслимо для Запада: практически такого не было нигде.
Кстати, Китай также идет своим путем. Здесь решено уделить повышенное внимание профилактике акций массового неповиновения. По крайней мере американская New York Times уверяет: произнеся слово “протест” по телефону, абоненты сотовой связи обнаруживают, что соединение прервалось. По данным газеты, такая фильтрация работает как с английским, так и с китайским языком. Подробности, впрочем, не сообщаются.
Через войны и революции в Северной Африке и ряде других государств, считает Алексей Митрофанов, Запад будет выходить из кризиса. Аналитики напоминают: отправной точкой беспорядков в регионе стала “жасминовая революция”, произошедшая 14 января в Тунисе. Затем антиправительственные манифестации перекинулись на Египет, Йемен, Ливию, Алжир, Иорданию, Бахрейн, Иран, Марокко и Сирию. Госсекретарь США Хиллари Клинтон уже заявила, что Соединенные Штаты не собираются разыгрывать в Сирии ливийский сценарий. То есть сценарий есть, просто он будет другим?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter