От Витебска до Красного

Отечественная война 1812 года: хроника событий

ПРОДОЛЖАЕМ публиковать хронологию военных действий, иллюстрированную открытками из коллекции известного белорусского историка и коллекционера, лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова.

24 октября (5 ноября). Русские войска (отряд генерал–адъютанта А.П.Ожаровского) заняли Ельню.


26 октября (7 ноября). Авангард главной армии генерал–фельдмаршала М.И.Кутузова под командой генерала от инфантерии М.А.Милорадовича разбил под г. Дорогобужем французский арьергард (дивизия генерала Ж.Н.Разу) и взял город.


Взятие Витебска отрядом генерал–майора В.И.Гарпе.


В военной операции участвовали Навагинский пехотный полк, эскадрон Рижского драгунского и эскадрон Польского уланского полков. Отряд был подкреплен 26–м егерским полком, четырьмя орудиями, сотней казаков, двумя эскадронами Ямбургского драгунского полка и 7–й дружиной Санкт–Петербургского ополчения. Французский караул, стоявший у Полоцкой заставы, увидев отряд Гарпе, отступил за Двину, успев поджечь мост. Эскадрон Польского уланского полка и добровольцы 7–й дружины Санкт–Петербургского ополчения под командованием полковника Шемиота завязали перестрелку с противником, находившимся на противоположном берегу. А когда к мосту подошли основные силы во главе с генералом Гарпе, французы были оттеснены от Двины артиллерийским огнем. Тогда через горящий мост бросились солдаты 26–го егерского полка, спешенные уланы и санкт–петербургские дружинники. Остальные с помощью местных жителей принялись тушить мост. Французы были разбиты, в плен попали бригадный генерал Ф.Р. Пуже, 11 офицеров, 307 рядовых.


28 октября (9 ноября). Капитуляция бригады генерала Ж.П. Ожеро в д. Ляхове. Бой казаков генерала от кавалерии М.И. Платова с корпусом генерала Э. Богарне около переправы через р. Вопь. Бой у Радошковичей.


31 октября (12 ноября). Русские войска под командованием генерал–адъютанта Ф.О.Паулуччи взяли г. Крейцбург. Бои около сел Червонное и Княжево.


1 (13) ноября. Бой под Новым Сверженем авангарда 3–й Западной армии под командой генерал–адъютанта К.О. Ламберта с отрядом польско–литовских войск бригадного генерала Ф.К. Коссецкого, оборонявшего переправы через р. Неман. Отряд Коссецкого был разбит, в плен попали 10 офицеров и 500 нижних чинов. В результате боя в г. Мире отряд генерала И.К. Орурка захватил в плен 3 офицеров и свыше 200 нижних чинов. Бои около мест. Лукомля, при Порозово и Горностаевичах.


1–2 (13–14) ноября. Бои при Аксенцах и Смолянах между корпусом генерала от кавалерии П.Х. Витгенштейна и корпусом маршала К.Виктора.


2 (14) ноября. Поражение корпуса Ф.Ф.Левиза при Даленкирхене. Налет отряда генерал–адъютанта А.П.Ожаровского на Красный.


3 (15) ноября. Авангард корпуса генерал–лейтенанта Ф.В.Остен–Сакена под командой полковника И.П.Белокопытова внезапным ударом захватил г. Волковыск, где располагались войска корпуса дивизионного генерала Ж.Л. Рейнье, но в результате боя русские войска были вынуждены оставить город. Бой под местечком Койданово, где разбит отряд бригадного генерала Ф.К. Коссецкого, который отступил к Минску.


Император Александр I издал «Манифест о изъявлении российскому народу благодарности за спасение Отечества».


4 (16) ноября. Продолжение боя под Волковыском. Войска корпуса генерал–фельдмаршала К.Ф. Шварценберга зашли в тыл русским войскам, которые были вынуждены от Волковыска отступить к местечку Гнезно. В результате двухдневных боев потери составили 2000–3000 человек убитыми с каждой стороны.


3–6 (15–18) ноября. Последовательное поражение корпусов французской армии под Красным.


4 (16) ноября. Взятие Минска отрядом генерал–адъютанта К.О.Ламберта.


(17) ноября. Бой у Красного. Главная армия генерал–фельдмаршала М.И. Кутузова преградила дорогу корпусу маршала Л.Н.Даву, но встречная атака наполеоновской гвардии из Красного помогла французам пробиться. В результате боя окружена и сдалась дивизия генерала Ж.П.Фридрихса. В ноябрьских боях под Красным неприятель потерял до 10 тыс. чел. убитыми, от 19 до 30 тыс. пленными, 209 (по другим данным 266) орудий и 6 полковых знамен. Кутузов был награжден орденом Св. Георгия 1 класса и получил почетную приставку к фамилии Смоленский. В 1847 году в Красном открыт памятник в честь событий 1812 г.


Из мемуаров «Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I» Франсуа де Сегюра: «В Красном остался Клапаред: он с несколькими солдатами охранял раненых, обоз и обеспечивал отступление. Принц Евгений продолжал отступать к Лядам. Сражение, бывшее накануне, и ночной переход нанесли окончательный удар армии: дивизии еще были сплочены, но могли только умереть, а никак не сражаться!.. Неприятель ввел свои колонны в это село и заходил все далее справа, стараясь окружить нас. Тогда началась битва. Но какая битва! Император не обнаружил ни внезапного вдохновения, ни неожиданного проявления своего гения. Он не мог нанести одного из тех бесстрашных ударов, которые заставляли счастье служить ему и вырывали победу у ошеломленного и опрокинутого неприятеля. Все движения русских были свободны, наши же стеснены и этот гений атаки был принужден защищаться!»


Корпус генерала от кавалерии М.И. Платова занял Смоленск.


Император Наполеон I прибыл в местечко Ляды Бабиновичского уезда Могилевской губернии.


6 (18) ноября. Под Красным авангард главной армии генерал–фельдмаршала М.И. Кутузова под командой генерала от инфантерии М.А. Милорадовича отрезал корпус маршала М. Нея, следовавший в авангарде наполеоновских войск, и почти полностью его уничтожил; в плен попали около 12 000 человек. Корпус генерала от кавалерии М.И. Платова, преследуя противника по правому берегу Днепра, взял в плен более 3000 человек отставших.


Бой у местечка Ляды.


Император Наполеон I прибыл в местечко Дубровно Оршанского уезда Могилевской губернии.


Ф. де Сегюр свидетельствовал: «Вечером достигли Дубровны, деревянного города, как и Ляды, — новое зрелище для армии, которая в течение трех месяцев видела одни развалины... В то же время небо прояснилось, началась оттепель; мы получили кое–какие припасы. Итак, зима, враг, одиночество и даже для некоторых из нас бивуаки и голод — все это сразу кончилось; но было слишком поздно. Император видел свою армию уничтоженной; ежеминутно имя Нея срывалось у него с языка с печальным криком! В эту ночь его приближенные слышали, как он особенно сильно стонал и кричал, что бедственное положение его солдат разрывает ему сердце и что, несмотря на это, он не может спасти их иначе, как остановившись в каком–нибудь месте, но где можно остановиться им, не имея ни военных, ни съестных припасов, ни орудий?».


cultura@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter