От винта!

В музее авиации под Минском приземлились самолеты и вертолеты разных “мастей” и эпох
В музее авиации под Минском приземлились самолеты и вертолеты разных “мастей” и эпох.  Необычный музей крылатых машин, где экспонаты можно и посмотреть, и потрогать, появился в Беларуси 7 лет назад.  Начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский в начале 1990-х годов служил в Германии. Там он и загорелся идеей создания своего авиационного музея. По возвращении домой начальник аэроклуба с командой энтузиастов стали собирать «железных» птиц. Сегодня на аэродроме «Боровая» под открытым небом 4 десятка авиараритетов. 

Летающая корова

На «окраине» музейной территории «отдыхает» самый большой в мире вертолет Ми-26. Махина величиной с трехэтажный дом может поднимать в небо до 20 тонн. Летчики в шутку прозвали вертолет «летающая корова». Строили таких великанов для перевозки грузовых машин и бронетранспортеров. Сейчас внутри хоть шаром покати. На стене выделяется надпись:



– Слово греческое, в переводе – «выход», – объясняет сотрудник музея Всеволод Тарасюк. – Наша винтокрылая машина боролась с пожарами в Греции. МИ-26 «поработал» и в Чернобыльской зоне: с него поливали окрестные земли, чтобы не поднималась ядовитая пыль. Тушением реактора машина не занималась, иначе так бы и осталась на «кладбище» зараженной техники. 

В кабине пилотов всегда полно ребятни.

Ловкий «грач»

Штурмовик Су-25 – звезда музея. Машина воевала в Афганистане: 367 боевых вылетов! Там штурмовик уважительно называли «грач». Он «выклевывал» противника даже среди недоступных горных ущелий. Неудивительно, на самолете закрепляется мощное оружие: пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы. За надежность и ловкость крылатую машину Павла Сухого нарекли «самолет-солдат». 



Из грязи в князи

– Этот самолет по крупицам собирали – признается Всеволод Тарасюк возле истребителя–перехватчика Як-25. – Когда машина отлетала свое, ее списали в пионерский лагерь на берегу Минского моря. Мы «выхаживали» его 5 лет, собирали нужные детали. В мире таких самолетов осталось только пять, повезло, что один стоит в нашем музее. Удивительно, но у самолета сохранился родной двигатель, хотя ему уже перевалило за «полтинник». 



Як-25 – первый советский перехватчик. В свое время «двадцать пятым» было легко управлять, а его большая кабина казалось после тесноты МиГов просторной и комфортной. Двадцать пятая модель уже в небо не поднимается. Но на его преемниках – спортивных Як-52 – пилоты с легкостью рисуют фигуры высшего пилотажа: бочки и мертвые петли. 

СОК вместо «Кукурузника»

В коллекции музея хранится и необычный экземпляр. СОК – самолет с овальным крылом. Вместо двух вытянутых крыльев – одно сплошное кольцо. Главное преимущество – машину не шатает от боковых ветров. В советские годы СОКом хотели заменить «кукурузник», который было сложно удержать на заданном курсе в непогоду.



В конце 1980 годов за дело взялись авиационный техник Аркадий Нарушевич и летчик Анатолий Гущин. Но из-за финансовых проблем так называемый  кольцеплан Нарушевича собрали только в 2004 году. Машина поднялась в воздух всего пару раз. Модель нужно было доработать, но финансов снова не хватило, и самолет так и остался экспериментальным. 

Любимчик Хрущева

В Беларуси пассажирский самолет Ил-18 остался один. Списанный еще 30 лет тому, до недавнего времени он находился в Бресте. В салоне лайнера был музей авиации и космонавтики. Но экспозиция пропала во время пожара. Самолет стал бесхозным и его забрал музей ДОСААФ.



Пассажирский лайнер долго служил руководителям советского правительства. Хрущев только на нем и летал. Верил, если будет ЧП, из четырех двигателей хоть один да будет работать.

Безумству храбрых…

Экспозицию завершает истребитель Су-27. На такой модели в 1996 году трагически погиб летчик Владимир Карват. Он первым получил звание Героя Беларуси. 23 мая 1996 года подполковник Карват выполнял учебно-тренировочный полет на самолете Су-27 в Барановичском районе. На высоте 900 метров стали появляться сигналы о неисправностях в самолете. Отказала система управления. Летчик мог катапультироваться. Но прямо по курсу была деревня. Владимир Карват отвел самолет в сторону, но покинуть его не успел. Машина рухнула в поле. Как потом выяснилось, причиной катастрофы стал пожар в хвосте самолета. 21 ноября 1996 года вышел Указ Президента о присвоении летчику звания «Героя Беларуси». Посмертно.



На заметку

Музей открыт с 10.00  до 18.00.

Выходной – понедельник.

Стоимость билетов: взрослым – 6 рублей, школьникам – 2 рубля, детям до 5 лет – бесплатно. 

Кристина Хилько
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter